Антонида Ильюшина
«Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием аудио — визуальных средств».
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕние
«Муниципальный детский сад «Красная шапочка» г. Жуков
«Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием аудио – визуальных средств».
педагог - психолог Ильюшина Антонида Валериевна
Публикация «„Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием аудио — визуальных средств“,» размещена в разделах
Выбор темы был определен, желанием приобрести опыт практической работы и овладеть практическими навыками коррекционной работы с детьми с низким уровнем развития связной монологической речи.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи у учащихся младших классов. А как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов к началу школьного обучения уровень сформированности лексико – грамматических средств языка у детей значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь долгое время остается несовершенной. Это создает детям значительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Методика работы по формированию навыков связных высказываний в логопедии разработана в целом на достаточном уровне и продолжает совершенствоваться усилиями ведущих специалистов в этой области В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Т. А. Ткаченко, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Однако ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и воспитателей ДОУ.
Цель данной работы это показать влияние сюжетной видеозаписи на процесс развития связной монологической речи у дошкольников.
Для реализации поставленной цели были составлены следующие задачи:
I. Изучить и проанализировать логопедическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования связной монологической речи у дошкольников.
II. Подобрать методики и разработать диагностическую программу исследования связной монологической речи детей.
III. Разработать программу и провести экспериментальное обучение.
IV. Апробировать и проанализировать полученные результаты.
I.
Изучив и проанализировав логопедическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования связной монологической речи у дошкольников можно отметить, что;
- связная речь - совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Основными видами монологической речи в дошкольном возрасте являются описание, повествование и элементарное рассуждение. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико – смысловая организация. Предложены различные модели порождения речи, однако все они включают этапы: формирования замысла высказывания, связанного с доминирующей мотивацией, его планирования; реализация программы высказывания; сопоставления реализованного высказывания с исходным;
- знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, чтобы правильно построить всю корреционно-воспитательную работу с детьми;
- у детей с низким уровнем речевого развития к началу школьного обучения сформированность лексико – грамматических средств языка значительно отстает от нормы. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью и логичностью;
- использование «советских» мультипликационных фильмов на занятиях способствует повышению интереса к занятиям, развитию мышления, внимания, восприятия, воображения, вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. Обеспечивают нравственное и эстетическое воспитание. Некоторые мультфильмы учат ребенка любить труд, помогать взрослым и друзьям.
- все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка, программу коррекционного обучения и воспитания детей, в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.
II.
Практическое исследование проводилось на базе логопедического пункта ДОУ «Красная шапочка» г. Жуков. Всего в исследовании принимало участие 23 дошкольника, седьмого года жизни.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- на первом этапе (с 05.09.11 г. по 15.11.11 г.) в ходе констатирующего эксперимента проходило обследование связной речи у старших дошкольников, обработка результатов.
Всего в исследовании принимало участие 23 дошкольника, седьмого года жизни, из которых (по результатам обследования): 7 человек - дети с низким уровнем развития связной монологической речи; 10 детей с недостаточным уровнем; 3 ребенка – с удовлетворительным уровнем и 3 - с хорошим уровнем речевого развития связной монологической речи (прил. №1).
- вторым этапом исследования (с 16.11.11 г. по 01.03.12 г.) стал формирующий эксперимент. В процессе экспериментального обучения мы опирались на разработки по формированию связной речи, которые имеются и апробированы в логопедии. Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю (прил. № 3);
- третьим этапом исследования (с 01.03.12 г. по 10.03.12 г.) стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено повторное обследование связной речи у детей с целью выявления динамики и эффективности (прил. № 2).
Все дети в экспериментальной группе были с сохранным зрением и слухом и с нормальным интеллектуальным развитием. Связная речь детей экспериментальной группы не соответствовала возрастному уровню. В речи использовали простые, иногда сложные распространенные предложения. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением. В активном словаре детей было недостаточно слов, обозначающих признаки, свойства и качества предметов. В связной речи детей наблюдаются нарушения логико-временных связей в повествовании: дети переставляют местами части речи рассказа, пропускают важные элементы сюжета. В целом, понимание речи приближено к норме.
III
Анализ научной литературы и данные констатирующего эксперимента позволили определить структуру и основные задачи опытного обучения, по формированию связной монологической речи у дошкольников с низким и недостаточным уровнем речевого развития. Согласно ФГТ к структуре ООП ДО наша программа по формированию связной монологической речи была направлена на:
• формирование общей и речевой культуры детей; их нравственное и эстетическое воспитание;
• развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
• формирование предпосылок УД.
Особое внимание уделялось обучению тем видам связных высказываний которые, прежде всего, используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре). Речевые задания, построены по принципу от простого к сложному.
Определяя основные этапы работы по формированию связного речевого высказывания, мы исходили из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно.
В соответствии с этим определена следующая последовательность логопедической работы, которая включает в себя три этапа:
1. обучение программированию на наглядном материале;
2. формирование умения передавать наглядную программу в речевой продукции;
3. формирование навыков самостоятельной связной речи.
Глухов В. П. уделяет основное внимание работе над пересказом, так как она обеспечивает максимальное усвоение связной монологической речи. Работа над пересказом позволяет эффективно осуществлять работу по формированию представлений как о закономерностях построения связного текста (по анализу его смысловой, семантической структуры, так и закономерностям его языкового строения и оформления.
Психологи и логопеды рекомендуют отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. И поэтому для составления пересказа мы использовали просмотр мультипликационных фильмов по сюжетам русских народных сказок, сказок В. Сутеева, Г. Х. Андерсена. Сказки — лаконичны, понятны детям, имеют философский смысл, состоящий из нескольких уровней понимания и, как правило, дают пример высокой этики поведения в сложных обстоятельствах. Сказки являются базой для построения поведенческих, эмоциональных и психических реакций человека.
В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением мультфильмов предлагается следующий: словарная работа (разбирались новые и малознакомые слова); просмотр сюжетной видеозаписи; просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам.
Перед демонстрацией сюжетной видеозаписи, необходимо пробудить интерес, обратить внимание на главные моменты мультфильма, которые необходимо запомнить; подчеркнуть существенные детали изображения, которые могут остаться не замеченными. Иногда целесообразно задавать вопросы к мультипликационному фильму по мере его демонстрации. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра.
После просмотра мультфильма полезно немного пофантазировать с детьми, например: заняться рисованием, лепкой, аппликацией интересных моментов мультфильма. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После просмотра мультфильма, разбора и пересказа текста по вопросам логопеда детям предлагается дома выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа (например: главные герои, время года, пейзажи и т. д., после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
При работе с рисунками, предметными картинками, «стоп – кадром» на индивидуальных и подгрупповых занятиях мы использовали игры и творческие задания (прил. № 4). Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми.
В работе также использовались игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
Использование разнообразных приемов не только способствует осуществлению дифференцированного подхода к коррекции нарушений связного высказывания, но и формирует интерес ребенка к занятиям, увеличивает положительную мотивацию.
Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе.
IV.
Целью контрольного эксперимента было выявление динамики коррекционного обучения в экспериментальной группе детей, выявление эффективности использования сюжетной видеозаписи на момент проведенного обучения.
В повторном обследовании участвовало 23 дошкольника, из которых: 5 детей с недостаточным уровнем развития связной монологической речи; 14 детей – с удовлетворительным уровнем речевого развития и 4 ребенка - с хорошим уровнем речевого развития связной монологической речи (прил. №2).
Дети в экспериментальной группе в полном объеме передают полную смысловую программу, допуская при этом лишь незначительные ошибки, не разрушающие общей цельности сообщения. В ходе пересказа, дети активно использовали собственную лексику. В процессе пересказа дети использовали преимущественно структурно полные предложения. Однако пересказ детей сопровождается наличием пауз. Наличие пауз обусловлено контролем детей данной группы за своей речевой продукцией. В целом, рассказ был передан детьми данной группы эмоционально.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др.
Результаты обучения показали значимость проведенной нами коррекционной работы и введение в процесс обучения сюжетной видеозаписи (мультипликационных фильмов, как ТСО, способствовало более эффективному овладению детьми связной монологической речью.