клим аширяев
Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК
▼ Скачать + Заказать документы
Приглашаю к участию в проекте на тему
Актуальность проекта. Сегодня назрела необходимость стимулировать более внимательное отношение граждан РК к использованию водоресурсов. Очевидно, что основы водоэффективного поведения должны закладываться в раннем возрасте человека, когда он еще только учится планировать и организовывать свою жизнь. В этой связи образовательные учреждени (ОУ) всех видов и типов являются авангардом в экологическом воспитании подрастающего поколения и формировании у него бережливого отношения к водным ресурсам.
Публикация «Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательных учреждениях РК» размещена в разделах
Мировой опыт организации работы по водосбережению показывает, что водосбережение без широкой разъяснительной компании невозможно. Создание продуманной системы пропаганды водосбережения и повышения водоэффективности позволит формировать водоэффективное поведение молодых граждан страны и обеспечит информацией руководителей и сотрудников инженерных служб образовательной организации о новейших водоэффективных технологиях и оборудовании производителей и потребителей водоресурсов.
В данной работе выполнен краткий анализ состояния дел по водосбережению в отрасли образования, определены основные механизмы популяризации и пропаганды водосбережения и мероприятия по их реализации в ОУ.
I. Анализ положения дел в отрасли, в образовательной организации
Реализация государственной политики в РК на период до 2030г должна предусматривать комплексную модернизацию действующих региональных сетей образовательных организаций, в том числе в части развития их водоэффективности.
Стратегической целью государственной политики в сфере повышения водной эффективности является рациональное использование водных ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в водосбережении, повышении водной эффективности и инвестировании в эту сферу. Повышение водоэффективности образовательных организаций должно быть заявлено в числе приоритетов комплекса мер по модернизации системы образования.
Основными причинами, вызывающими высокую водоемкость в образовательных организациях и сдерживающими проведение водосберегающей политики, являются:
- значительный физический и моральный износ водного оборудования и сетей;
- высокие потери при передаче и потреблении тепловой и электрической энергии и воды; - ограниченность бюджетных и финансовых иных средств для внедрения водосберегающих технологий;
- отсутствие мотивации к водосбережению и повышению водоэффективности у участников образовательного процесса.
Справедливости ради следует отметить, что отсутствие мотивации к водосбережению и повышению водоэффективности, недостаточные информированность и уверенность в необходимости и «безопасности» применения мер и механизмов водосбережения у всех участников образовательного процесса, от рядовых сотрудников до руководителей, являются одними из наиболее важных причин низкого водосбережения в отрасли.
При этом данные вопросы напрямую взаимосвязаны с реализацией комплекса мер по водопотреблению и определения режима водосбережения в целях сохранения комфорта среды пребывания обучающихся и здоровьесбережения.
В этой связи, особую роль играет такое направление водосбережения как поведенческое водосбережение, то есть укоренение у людей привычки к минимизации использования воды, когда она им не нужна.
Изменение поведенческой линии в среде участников образовательного процесса возможно только в случае осознания людьми положения, что водосбережение экономически выгодно и что средства, потраченные на водопотребление, могут быть обращены в интересах работающих. Поведенческое водосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении водоресурсов, и только его распространение может дать значительный эффект без дорогостоящих вложений в модернизацию или замену оборудования и технологий.
Как показывает зарубежный опыт, поведенческое водосбережение может составлять 2–10 % от всего потенциала водосбережения. Повышение мотивации к водосбережению и формирование модели поведенческого водосбережения, как и своевременная модернизация устаревшего оборудования и формирование программ по повышению водоэффективности в образовательной организации, невозможны без должной информационной поддержки, сбалансированной компании по пропаганде и обучению всех категорий водопользователей водосбережению.
При этом в основу деятельности имеет смысл положить, прежде всего, деятельностный подход, который обеспечивает включение всех участников образовательного процесса в процесс экономного водопотребления. Основной для такого проектирования и последующей организации может служить комплекс аналитических действий на предмет оценки водопотребления, выявления непроизводственных потерь воды и комплекс последующих организационных действий, обеспечивающих своевременность модернизации системы водопотребления и изменения поведенческого водосбережения, а так же создание системы стимулов к изменению водопотребления.
В то же самое время, открытыми для развития водосбережения остаются следующие вопросы:
- заключение водосервисного контакта;
- изменение характера и форматов информационного сопровождения реализации основных положений Государственной политики водосбережения, а именно переход от пропаганды к проектной деятельности, формирующей поведенческие навыки всех участников образовательного процесса;
- развитие здоровьесберегающей среды для обучающихся и сотрудников в ОУ в условиях развития системы водосбережения. Таким образом, очевидно, что работа по водосбережению, проводимая в ОУ, должна полностью соотносится с общими приоритетами деятельности по водосбережению в отрасли профессионального образования в целом.
2. Законодательное и правовое обеспечение популяризации и пропаганды водосбережения
Реализация основных положений об водосбережении и формирование водосберегающего образа жизни невозможны без гуманитарной составляющей, которая реализуется посредством пропаганды водосбережения. Это должно быть закреплено в Законе «О водосбережении». В котором раскрываются сущность понятия информационного обеспечения мероприятий по водосбережению, указаны способы информирования потребителей об водной эффективности различных водопотребляющих устройств, определены цели и задачи государственной информационной системы в области водосбережения.
Помимо Республиканского закона, вопросы пропаганды водсбережения должны подниматься и в других нормативных документах. Так, одним из мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по водосбережению и повышению водной эффективности» Концепции Государственной программы по управлению водными ресурсами РК на период до 2020 года по подпрограмме «Водосбережение и повышение эффективности водопользования»» является содействие формированию бережливой модели поведения населения. Включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по водосбережению и повышению эффективности водопользования.
Содействие формированию бережливой модели поведения населения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости водосбережения и повышения эффективности водопользования. Эта цель должна быть достигнута путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп.
II. Механизмы популяризации и пропаганды водосбережения
Водосбережение – это не столько сбережение водоресурсов, но главным образом их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования водоресурсов как в быту, так и в образовательной организации, показать все достоинства современных водосберегающих технологий и мероприятий. Мировой опыт организации работы по водосбережению показывает, что водосбережение без широкой разъяснительной компании невозможно. Пропаганда – это деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации для воздействия на общественное мнение. Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:
- быть направленной на конкретную целевую аудиторию;
- привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;
- соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации.
Пропаганда к водосбережению не должна восприниматься человеком, как призыв к аскетизму и ограничению, учитывая сложившееся традиционное отношение к водоресурсам, как к круглосуточно доступным и потребляемым без ограничений.
Должна быть решена задача - устранить прежнее отношение и внедрить в сознание человека новые ценности, т. е. создать привычку задумываться о последствиях простых и привычных действий каждого человека, таким образом сделать водосбережение осознанным выбором.
К механизмам воздействия пропаганды с целью популяризации водосбережения в образовательной организации можно отнести:
1. Обращение к средствам массовой информации : телевидению, радио, газетам, журналам.
При информирование потребителей через СМИ об водной эффективности бытовых водопотребляющих устройств и других товаров важно донести мысль, что водосбережение – это совмещение приятного с полезным, при котором потребители получают все необходимые услуги, но на более высоком, технологически совершенном уровне, т. е. это и экономно, и престижно.
Особенно важно донести эту мысль подрастающему поколению, для которого как известно характерны элементы подражания в поведении и важны положительные авторитетные примеры.
В этой связи хорошо работает технология информационного воздействия на человека через значимых и знакомых ему авторитетных людей, которыми могут быть неформальные лидеры, политические деятели, деятели культуры, науки, спортсмены. 2. Использование средств визуальной рекламы и печатной продукции: плакаты, брошюры, буклеты, листовки. Эти виды воздействия должны быть ориентированы на соответствующие социальные группы: обучающихся, сотрудников.
Например, содержащие сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требованиях законодательства и запретов, гарантий для жителей, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т. д.
Информация в наглядных визуальных средствах должна быть полезной конкретной социальной группе потребителей.
3. Использование сети Интернет, в том числе и в рамках проведения тематических занятий с обучающимися, а также с целью информирования сотрудников. Это должны быть как официальные сайты, так и неофициальные сайты, уже пользующиеся доверием пользователей. Информация об этих сайтах должна быть доступной для сотрудников образовательной организации.
4. Вовлечение обучающихся в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей, например, введение тем по водосбережению в учебные программы обязательных для изучения дисциплин («Экологические основы природо- и водопользования», «Основы водосбережения», «Водный менеджмент» и др.). В результате возникает возможность проецирования идей водосбережения через детей в их семьи, что расширяет круг пользователей, охваченных пропагандой. Таким образом, успешное развитие программы водосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей водоресурсов.
III. Создание системы популяризации и пропаганды водосбережения в ОУ
Система обучения в области водосбережения и повышения водной эффективности в ОУ должна решить ряд основных задач:
- распространение знаний по проблеме среди сотрудников и обучающихся;
- воспитание сознательного стремления и умения реализовывать водосберегающие мероприятия как на месте работы, учебы, так и в быту;
- формирование водосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального водоиспользования.
Для формирования водосберегающего сознания обучающихся необходимо проводить следующую работу:
– организовывать классные часы по водосбережению;
– проводить конкурсы проектов, рефератов, рисунков, агитационных плакатов по теме водосбережения;
– практиковать индивидуальные самостоятельные задания с получением конкретного значения от водосберегающего мероприятия, что необходимо для количественного предоставления пользы водосбережения.
Для успешного выполнения индивидуального задания у обучающихся нужно формировать некоторый практический опыт решения конкретной задачи, совмещая его с соответствующей теоретической подготовкой. Для выполнения индивидуального задания необходимо обеспечить ОУ справочной информацией, содержащей основные понятия об водоресурсах и их использовании, интересные факты из истории водопотребления и т. п.
– проводить викторины, олимпиады, конференции, дискуссии и использовать другие активные формы проведения занятий.
Все эти мероприятия направлены на формирование водосберегающего образа жизни обучающихся.
Наиболее востребованными формами мероприятий, направленных на популяризацию водосберегающего поведения в образовательных организациях профессионального образования, являются классный час, учебное занятие, семинар, инструктаж, собрание, конференция, тематическая игра, самостоятельная работа в виде проекта.
Проекты могут создавать в творческих группах, иметь сквозной и комплексный характер.
Заключение
Поднятые в проекте вопросы являются важными с точки зрения практического применения в деятельности образовательной организации. Анализ положения дел по водосбережению в ОУ дает все основания полагать, что выполнение мероприятий должно проводиться в русле общей государственной стратегии достижения водной эффективности. Формирование стратегии популяризации и пропаганды водосбережения в образовательной организации является важной составной частью практически реализуемых мероприятий по водосбережению и должно рассматриваться в качестве начального этапа этой деятельности, в качестве первого приближения к конечной цели по снижению водопотребления и водоотведения. Создание продуманной системы пропаганды водосбережения и повышения водоэффективности позволит формировать водоэффективное поведение обучающихся и сотрудников образовательной организации, и его распространение способно дать значительный эффект без дорогостоящих вложений в модернизацию или замену оборудования и технологий, что в условиях дефицита финансовых ресурсов является весьма актуальным.
Аширяев К. Ш. к. т. н. ,проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению
г. Алматы 11.05.21