Гаева Мария Викторовна
Формирование социально-коммуникативной грамотности детей разновозрастной группы посредством использования кинезиологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Василий Александрович Сухомлинский
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители. И поэтому я выбрала себе тему самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Основной целью моей работы по сохранению здоровья у дошкольников является создание в ДОУ специальной здоровьесберегающей среды.
Задачи:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
- обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов.
Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно-образовательном процессе, и поэтому я в своей работе использую кинезиологию.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эта программа помогает снизить утомляемость, является первой ступенькой для формирования произвольности и развития речи.
В комплексы упражнений включены дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, на релаксацию и самомассаж.
Для успешного проведения занятий с детьми необходимо соблюдение некоторых условий:
- заставлять заниматься «через силу» не эффективно,
- выполнение упражнений должно быть результативным,
- занятие должно приносить радость ребенку,
- время выполнения упражнений не может быть долгим.
- очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
- занятия проводятся ежедневно в первой половине дня 5 минут.
-упражнение с малышами необходимо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой, в завершении двумя руками вместе.
- указания ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
Кинезиологические упражнения я использую как часть развивающих занятий, которые проходят 3 раза в неделю. В другие дни эти упражнения являются частью динамических пауз, утренних гимнастик и гимнастик после сна, или проводятся перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. Также кинезиологические упражнения я использую на физкультурных, музыкальных занятиях.
Использую групповую и индивидуальную форму работы, как элемент занятия, утренней гимнастики и гимнастики после сна, физминутка, игра, развлечение. Провожу занятия в первую и во вторую половину дня.
Существуют основные виды кинезиологических упражнений:
• Дыхательные упражнения (отвечают за развитие произвольности, самоконтроля, ритмики организма, в конце подвижной игры, чтобы нормализовать дыхание детей, я использую упражнение «Насос». Детям необходимо имитировать движение насоса, вдыхая и выдыхая воздух.
• Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимуляция речевых зон головного мозга) В режимных моментах можно использовать упражнение «На параде». Ребёнку необходимо пройти по комнате, как на параде, - под барабан. Каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Темп: нормальный, быстрый, замедленный.
• Точечный массаж (благотворное воздействие на биологически активные точки). Можно использовать в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнения на релаксацию (снятие внутреннего напряжения, расслабление, повышение стрессоустойчивости). Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы гуляете по роще. Вас окружает свежий запах трав, аромат цветов. Вот слышно, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы.
Вы чувствуете нежное прикосновение солнечных лучей. Лучи согревают ваше тело: руки, ноги, лицо. Один луч коснулся губ и подарил вам улыбку. Вам очень тепло и приятно от этих прикосновений. Неподалеку слышно журчание ручья. Вы опускаете руки в воду и чувствуете прохладу.
Вам нравится находиться в этой роще. Нравится голубое небо, игривые лучи солнца, аромат цветов, пение птиц, журчание воды.
Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает. Все это наполняет вас зарядом бодрости и энергии. Вы чувствуете хорошее настроение, радость жизни. Упражнение подходит к концу. На счет «три» открывайте глаза.
•
• Кинезиологические упражнения (комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.)
Глазодвигательные упражнения (улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия). В течение дня можно выполнять упражнения “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
• Растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса).
Я в своей работе решила использовать именно игры и игровые упражнения. Как известно игра — это основной вид деятельности дошкольников в детском саду. Для своей работы с детьми я решила пополнить предметно-пространственную среду:
• Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.
• Иллюстрированная картотека «Кинезиологические упражнения».
• Тренажёры-дорожки
• Дидактические пособия «Кинезиологический тренажер» - «сенсорные дорожки»
• Дорожки для тренировки правой руки и левой и др.
Анализируя вышесказанное, мы можем быть уверены, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее, стали наглядно видны следующие результаты:
- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
- улучшились навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- формируется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки;
- улучшаются внимание, память, воображение.
Оценивая результаты, необходимо отметить, что дети, с которыми систематически проводила занятия, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Они научились проявлять себя естественно, меньше стесняются выражать свои эмоции, проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения кинезиологических упражнений.
Практическая часть.
Предлагаю вам выполнить несколько комплексов кинезиологических упражнений.
Упражнения необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе.
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Ладошки. Обыкновенное хлопание в ладоши, только тыльная сторона ладони находится сверху. На счет раз - сверху правая рука, на счет два – левая рука.
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирогу,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка.
3. Стул. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
4. Стол. Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
5. Шарик. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
6. Пальчики здороваются. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде – Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй братец! Как живешь?»
7. Зайчик - кольцо. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
В дальнейшем я буду продолжать заниматься с детьми. За это время, я думаю, методика поможет детям осваивать учебные навыки, улучшить результаты развития интеллектуальных способностей, укрепить психологическое здоровье. Некоторые родители говорили, что дети стали немного усидчивее, внимательнее, дети становятся ближе друг к другу, общительнее.
В заключение я хочу сказать, что во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.
Проект решения:
1. Принять информацию к сведению.
2. Педагогам использовать опыт работы по применению кинезиологических упражнений в практике.
3. Применять предложенные приемы в практической работе по формированию социально-коммуникативных навыков для установления эмоционального контакта, для стимуляции активности, направленной на взаимодействие дошкольников.
4. Организовать взаимодействие со специалистами на базе своего детского сада по использованию кинезиологических упражнений в ходе образовательной деятельности.
Спасибо за внимание.