Лариса Андреевна Капесс
Формирование семейных ценностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование семейных ценностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок усваивает нормы общежития, человеческих отношений, воспитывает добро и зло.
Социологические исследования последних лет, отмечают огромный интерес молодежи к семейным ценностям. «Счастливая семейная жизнь» занимает первые места в рейтинге ценностей современных подростков. Но она же и отмечена как самая недостижимая. Очевидно, подросткам не хватает любви, защиты, понимания в родных семьях, где дети не получают примера того, как любить, как строить общение и взаимоотношение.
Публикация «Формирование семейных ценностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Воспитанники детского дома либо не имеют никакого опыта семейной жизни, либо только негативный. Не реализованные ребенком потребности в любви, привязанности к семье, приводят не только к деформации личности, искажению формирования, самосознания, нарушению эмоционального развития, но и откладывают негативный отпечаток на дальнейшее, самостоятельное создание собственных семейных отношений.
В нашей группе работа по формированию семейных ценностей ведется в нескольких направлениях:
1. воспитание уважения к социальному институту семьи,
2. формирование позитивной мотивации на создание в будущем здоровой счастливой семьи,
3. соблюдение и изучение законов семьи,
4. расширение представлений детей о русских национальных традициях.
В работе используем различные формы и методы, это:
* Диалог: «Для чего…» или «Потому что…». Группа делится на две подгруппы: 1ая подгруппа отвечает на вопрос: «Для чего люди вступают в брак?», а 2ая подгруппа на вопрос: «Люди вступают в брак, потому что…». В результате, дети должны подойти к выводу, что люди вступают в брак не для того, чтобы рожать детей, быть вместе и т. д., а потому что, любят друг друга, хотят быть вместе и т. д. Чтобы дети попытались почувствовать, что для брака необходимо осознанное, обоюдное желание.
* На примере решения проблемных семейных ситуаций : «Кто в доме хозяин?», говорим об обязанностях мужа и жены.
* на примере сравнительной таблицы: «Традиционная семья – современная семья», дети учатся анализировать, разбирать особенности домостроя и культуры русского народа, а также особенности современных отношений.
* Устраиваем чаепития с целью ознакомления детей с русской культурой, традициями, семейным гостеприимством. Изучаем пословицы и поговорки о семье в игре: «Собери пословицу».
* За круглым столом дискутировали на темы: «Есть ли будущее у российской семьи?», говорили о конфликтах, возникающих в семьях, о понятии «кризис семьи».
* В рамках воспитательского часа знакомили воспитанников с понятием генеалогическое древо.
* Чтение вслух отрывков литературных произведений: «Отцы и дети», «Война и мир», а для младших воспитанников стихотворение В. Степановой «Наша дружная семья» и их анализ способствуют как развитию логического мышления, способности находить пути выхода из проблемных ситуаций, так и развивает слуховую память воспитанников. В конце занятий мальчики приводят примеры из жизни.
* Так же уделяем внимание творческому развитию детей : тест- рисунок: «Моя будущая семья», «Я сейчас – я в будущем». Приняли участие в конкурсе рисунков «Моя будущая семья».
* Со старшими воспитанницами практикуем блиц- опрос: «О чем стесняешься спросить вслух».
* В этом году, в связи с прибытием в группу младших воспитанников упражнения и задания к темам приходится корректировать и изменять, вводить в занятия игровые моменты, чтобы удержать внимание и интерес детей к теме. Разыгрывая сюжетно- ролевые игры, дети осваивают роли отца и сына и т. д.
* Неотъемлемой частью процесса формирования семейных ценностей являются индивидуальные беседы с воспитанниками, где дети раскрываются, задают вопросы, получают на них ответы.
Основной целью в формировании семейных ценностей воспитанников детского дома является:
- овладение такими понятиями, как «семья», «семейные ценности», «крепкие семейные отношения».
- осознание необходимости создания собственной крепкой семьи.
- отношение к семье, как к главному в жизни человека.
Как сказал великий классик Антуан де Сент-Экзюпери: «Есть только одна истинная ценность- крепкая семья».