Светлана Шишкина
Формирование речевой грамотности у детей с использованием дидактического пособия — сенсорные коврики
Слайд 1. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка) : коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее большой значимости.
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение. Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой и грамотной речи.
Публикация «Формирование речевой грамотности у детей с использованием дидактического пособия — сенсорные коврики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развивающий коврик своими руками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речевая грамотность- соблюдение норм современного литературного языка. Человек грамотный – это тот, кто не делает речевых ошибок, говорит свободно и понятно, четко выражает свои мысли и не испытывает затруднений в передаче информации.
В идеале у ребенка, по окончании пребывания дошкольника в детском саду, должен быть богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения; у ребенка отмечается умение согласовывать части речи. Чистое произношение звуков; пересказ, рассказ логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей.
К сожалению, в последнее время, увеличивается число детей с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.
Я, как логопед, придаю этому очень большое значение. И в своей работе стараюсь применять различные методы и приёмы развития речи у детей. Чтобы дети с удовольствием занимались на занятиях по речевому развитию и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные методы и приемы, в том числе и дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом.
Слайд 2. Вашему вниманию я предлагаю дидактическое пособие «Многофункциональные логопедические сенсорные коврики» для индивидуальных и подгрупповых речевых занятий. Я, как логопед использую их на логопедических занятиях. Данное пособие помогает увлечь детей, разнообразить НОД, повысить эффективность коррекционной работы. Все коврики сделаны из фетра, на котором пришиты декоративные пуговицы, ракушки и разный мелкий материал. Есть коврики, которые объединены сюжетом. При грамотном использовании развивающие коврики за одно занятие помогают педагогу решить сразу несколько поставленных задач по коррекции, развитию и воспитанию ребенка. Пособие очень простое и мы совместно с родителями изготавливали коврики своими руками.
При изготовлении коврика я исходила из тех соображений, что внимание ребенка с тяжелыми нарушениями речи быстро истощается, требует постоянной подпитки. Однотипные задания рано или поздно вызовут у ребенка усталость, и он плохо усваивает необходимую информацию, отвлекается и становится большой проблемой удержать внимание и интерес ребенка к НОД.
Слайд 3. Актуальность данного пособия состоит в его многофункциональности, направленности на коррекцию различных языковых подсистем, а также некоторых психических функций и мелкой моторики.
Практическая значимость данного пособия выражается в том, что оно стимулирует активность ребенка (возможность предметной деятельности и выбора игры, его познавательную деятельность.
Слайд 4.
Цель дидактического пособия : всестороннее развитие речи детей и
формирование стойкого интереса к речевым упражнениям.
Задачи:
• Автоматизация звуков в речи;
• Развитие звукового, слогового анализа слов;
• Формирование грамматических категорий;
• Формирование и закрепление навыков словообразования;
• Обогащение словаря;
• Развитие связной речи.
Слайд 5
Автоматизация звуков
Задания и упражнения:
1. Назови картинки и нажимай пальчиком на каждый предмет; четко произноси звуки в словах;
2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов;
3. Назови слова, в которых звук находится в начале слова, в середине, в конце слова;
4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке;
5. Посчитать предметы по порядку или "одна-две-пять" (согласование существительных с числительным);
6. Назови слова, которые отвечают на вопрос: Кто? Что?
7. При нарушении слоговой структуры - прошагать слова с автоматизируемым звуком, назвать длинные слова, короткие;
8. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок - заканчивает, например, чай. (ник, клю. (чик).
9. Придумать предложение с одним из слов и посчитать количество слов в предложении.
Слайд 6.
Развитие слогового, звукового анализа слов
1. Пошагай столько раз, сколько слогов в слове;
2. Повернись вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове;
3. Игра «Кочки» : наступая на каждую кочку, придумай слово на заданный звук.
Слайд 7.
Формирование грамматических категорий
1. Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много;
2. Дидактическая игра " Моя, мой, мои" : вспомни и прошагай как можно больше слов про которые можно сказать – мой, моя, мои;
3. Посчитать предметы с помощью цифр, которые выкладываются перед картинкой.
Слайд 8.
Формирование и закрепление навыков словообразования:
1. Обучение детей первоначальным навыкам словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Обучение словообразованию наиболее употребительных притяжательных прилагательных.
3. Формирование навыков словообразования названий детенышей животных.
Слайд 9.
Обогащение словаря
Педагог показывает картинку с изображением фруктов, овощей, ягод; одежды, обуви, головных уборов; деревьев, кустарников, цветов; животных, птиц, насекомых и т. д. Просим ребёнка назвать и «прошагать» только фрукты, овощи, деревья и тд.
Слайд 10.
Развитие связной речи
С помощью сюжетных ковриков составляем предложения из заданного количества слов; составляем рассказ из двух – трёх предложений; придумываем небольшие сказки; заучиваем потешки; заучивание стихов в процессе ходьбы по коврику под стихотворный ритм.
Слайд 11. Все вышеперечисленные игры и упражнения выполняются на разных ковриках разными пальчиковыми шагами. Можно «прошагать» задание:
• Последовательными шагами;
• Приставными шагами;
• Перешагивая через один предмет;
• «Змейкой»
• По узкой дорожке;
• По широкой дорожке;
• Разными парами пальцев.
Благодаря разнообразию шагов, дети не устают в процессе выполнения разных заданий, а коррекция речевых нарушений даёт положительный результат.
Слайд 12.
Практические результаты следующие:
1. У детей повысился интерес, повысилась мотивация к занятиям по развитию речи;
2. У детей улучшилось воображение, память, мышление;
3. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, умение отвечать на вопросы;
4. У детей развиваются навыки самоконтроля за своей речь и речью товарища
Я советую использовать данное пособие всем педагогам, работающими с детьми с речевыми нарушениями, как при проведении НОД так и при организации индивидуальной работы с детьми.