Марина Набатова
«Рефлексивный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексивный круг
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
«Формирование развития речи у детей младшего возраста
в условиях детского сада»
(по технологии Н. П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)
Слайд 2 Что такое технология «Рефлексивный круг»?
Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, особенно с речевыми нарушениями, мыслительные возможности детей.
Публикация «„Рефлексивный круг“» размещена в разделах
Слайд 3 Цель данной технологии: развитие устной связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).
Слайд 4 Вот несколько задач педагогической технологии «Рефлексивный круг» : 1. сплотить детский коллектив; 2. развивать умение выражать свои чувства и переживания публично; 3. формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи; 4. учить обсуждать планы на день (в дальнейшем - неделю, месяц, передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.
Слайд 5 Периодичность и время проведения рефлексивных кругов
•Ежедневно до завтрака.
•По 5-10 минут. мл. и ср. возр., в подготовительной к школе группе занимает 10-20 минут
•В течение уч. года, в мл. группе, начиная с ноября.
Утром обсуждается всеми ряд вопросов:
-какой сегодня день;
-с каким настроением пришел ребенок в детский сад;
-о чем хочется рассказать друзьям;
- что ребенок ждет от сегодняшнего дня;
- если кто-то именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания ему.
Слайд 6 Существует несколько видов рефлексивных кругов :
-личностные (познание самого себя);
-событийные (обсуждение событий, которые произошли в группе);
-творческие (в процессе общения и обсуждения дети создают мини- рассказы, мини-сказки, мини –стихи на заданную тему;
-понятийные (выводят понятия, делают выводы и заключения)
Слайд 7 Темы «Рефлексивных кругов» рекомендуются следующие:
- по «Ситуации месяца»;
- по проектной деятельности;
-по календарно-тематическому планированию;
- по обстоятельствам (если, например, в группе произошли ссора, конфликт).
Слайд 8 Пример. Тема по ситуации: так как детки у нас ещё маленькие, некоторые неохотно и без настроения идут утром в группу, особенно после выходного дня, и я взяла такую проблемную тему по ситуации «Моё настроение».
Цель данной темы совершенствовать умение детей понимать собственное «Я-настроение», умение передавать и контролировать свои эмоции.
При обсуждении таких проблем каждый ребенок находится в активной действующей позиции: находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
В итоге в нашей группе появился сундучок «Моё настроение», в который дети в течение дня складывали карточки своих эмоций и в конце дня подсчитывали количество положительных и отрицательных эмоций и делали вывод о том, с каким настроением провели день в детском саду.
Цель данного сундучка совершенствовать умение детей понимать собственное настроение, умение передавать свои эмоции, контролировать свои эмоции.
Слайд 9 При проведении «Рефлексивного круга» по тематической неделе «Весна» в течение недели утором с детьми проходит беседа по вопросам о весне:
-Наступила весна, какая она?
-Какие изменения произошли сегодня в природе (побежали ручьи, птицы запели громче ит. д)
-Какие стихи о весне вы знаете? Прочтите их.
Такие беседы учат слышать и слушать друг друга, вглядываться в природу, развивают наблюдательность, эмоциональность и совершенствуют образность речи.
Цель: совершенствование образности речи, осмысление собственных действий и состояния, умение передавать своё отношение к событиям недели. Развитие умений планирования деятельности группы на неделю.
Вместе с детьми в ходе беседы о весне (или др. временах года) мы рассматриваем картинки, иллюстрации, репродукции картин о весне, чтобы добавить представление и знание о времени года. В ходе обсуждения этого воспитатель обращает внимание на красоту весенней природы и подводит детей к выводу о том, что нужно беречь её и учит тому, что для этого надо сделать. При этом надо не забывать и о безопасности детей в весенний период. Вот почему один из обсуждаемых вопросов на рефлексивном круге - это правила поведения в весенний период на природе.
Слайд 10 Правила поведения и взаимоотношения детей и взрослых можно обсудить в игровой или сказочной форме. Воспитанникам можно предложить сказочные темы, взятые из сюжетов знакомых сказок. Например, «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?»
Цель: проектирование «я-ситуации» как предостережение себя от опасности и формирование связного рассказа на поставленный вопрос.
Составить мини проект-рассказ по аналогии со сказкой «Колобок», ответив на вопрос:
«Что может случиться с тобой, если ты ушёл гулять без спросу?
Так ка это коллективный мини-проект рассказа, то каждый говорит по 1 предложению, не повторяя высказывание предыдущего, добавляя что-то своё, подходящее по смыслу. В итоге получается коллективный рассказ на поставленный воспитателем вопрос.
При решении таких проблем требуется проведение предварительной работы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы. Очевидно и понятно, что эти темы интересны и понятны детям, они более свободно выражают свои мысли, высказывают пожелания друг другу и себе, помогают предостеречь детей от неприятностей, связанных при контакте с незнакомыми людьми.
Слайд 11 Что даёт нам рефлексивный круг?
Таких преимуществ мы имеем несколько:
-раскованность, доброжелательность, общение, взаимовыручку, сплочённость и уверенность в себе;
Слайд 12 - у детей вырабатывается навык осознания самого себя и происходящего в группе;
-они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми;
- умеют вести диалог, внимательно слушают и слышат друг друга и понимают.
-понимают причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.
-Робкие, стеснительные, малоговорящие дети становятся активными, раскрепощенными.
Слайд 13 Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов и рекомендую в своей работе использовать такую эффективную технологию Н. П. Гришаевой, как рефлексивный круг.