Папки-передвижки

Консультация «Мандалатерапия — магический круг как техника изотерапии»

Ольга Валерьевна Шабашная
Консультация «Мандалатерапия — магический круг как техника изотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый период онтогенеза имеет свои качественные характеристики, а человек развивается по своим внутренним законам.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Важным новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Публикация «Консультация „Мандалатерапия — магический круг как техника изотерапии“» размещена в разделах

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации, переноса. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего — творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии:

• Созерцание мандал.

Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

• Раскрашивание готовых мандал

(начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

• Рисование и создание собственных мандал

из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Правила работы при использовании мандал-раскрасок:

• Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

• Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

• Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

• На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

• Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию — спокойная и умиротворяющая музыка.

• Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

• Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

• Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

• После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Публикации по теме:

Консультация «Нетрадиционная техника рисования и ее роль в развитие детей» Статья "Нетрадиционная техника рисования и ее роль в развитие детей. " Наши дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления.

Дидактическая игра по знакомству детей со знаменитыми людьми Мордовии «Магический куб»Дидактическая игра по знакомству детей со знаменитыми людьми Мордовии «Магический куб» Дидактическая игра «Волшебный куб» Цель игры: Знакомство детей знаменитыми людьми Р. М. Игровая задача: (правила) подбрасывания куб,.

Конспект занятия педагога-психолога для средних и старших групп «Роза» по изотерапииКонспект занятия педагога-психолога для средних и старших групп «Роза» по изотерапии Конспект занятия психолога для средних и старших групп "Роза и Маленький принц (изотерапия) Цели:повышение эмоционально-положительного фона,.

Консультация для педагогов «Изобразительная техника рисования песком» . Несколько лет назад после выступления на «Минуте славы» Ксении Симоновой, меня очень заинтересовала песочная анимация, искала в интернете.

Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования пуантилизм. Чем же полезно рисование для ребенка?» Нетрадиционную технику рисования – пуантилизм, мы рассмотрим на примере рисования осеннего дерева. Рисование - один их самых популярных.

Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование манной крупой»Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование манной крупой» Консультация для родителей. Подготовила Метельская Ольга Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с №81. П. Малаховка,.

Консультация для родителей «Техника расставания с детьми» Техника расставанияВы оставляете в детском саду встревоженное, а то и ревущее чадо? Как лучше обставить этот момент: растянуть прощание.

Использование изотерапии в работе с детьми Кружковая работа. «Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Опыт первых отношений со сверстниками является.

Презентация «Мандалатерапия — для детей и взрослых» Мандалатерапия для детей и взрослых. Педагог-психолог: Сегодня я хочу познакомить вас с новым способом избавления от неприятных эмоций.

Консультация «Техника безопасности при катании на лыжах»Консультация «Техника безопасности при катании на лыжах» В лыжном спорте очень важно следовать основным рекомендациям, чтобы не допустить травму и переохлаждение участников. Техника безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мандалатерапия — магический круг как техника изотерапии»
Опубликовано: 4 июля 2019 в 02:02
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Мандалатерапия — магический круг как техника изотерапии»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Шабашная (УИ 263204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД