Лучший педагог года

Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей дошкольного возраста

Солдатова Ольга
Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей дошкольного возраста

Природные ресурсы имеют огромное значение для комфортной жизни людей, они являются основным источником энергии на Земле. С развитием научно-технического прогресса природные ресурсы стали исчерпываться с огромной скоростью. Запасы их ограничены: ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет. Чтобы замедлить этот процесс, уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о природных ресурсах в общем и о способах их бережного использования и экономии.

Публикация «Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование представлений о природных ресурсах и способах их бережного использования тесно связано с экономическим воспитанием, так как ребенок дошкольного возраста постоянно сталкивается с вопросами экономии и бережливости ресурсов в домашних условиях. Разработкой и изучением данной проблемы занимались многие ученые.

Основными компонентами природных ресурсов являются.

• Водные ресурсы – водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т. д.

• Земельные ресурсы – ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве, под заповедники, парки, скверы и т. п.

• Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины, а также леса различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные, поле – и лесозащитные, водоохранные и др.

• Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.

• Энергетические ресурсысовокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно–энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых, термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т. д.

Биологические ресурсы – это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным в них генетическим материалом. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах, культурные растения, домашние животные, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.

Существует две основные проблемы использования природных ресурсов :

1. Истощение ресурсов, за исключением энергии солнца, ветра или приливов;

2. Разрушение среды в процессе добычи или переработки ресурсов.

До появления человека в природе были свои правила. Природная среда поддерживала соответствующий баланс и порядок. С появлением человека окружающая среда стала использоваться интенсивнее, но к серьезным изменениям до поры до времени это не приводило.

С развитием технологий, применяя достижения научно–технической революции, человек в XX веке нанес окружающей среде серьезный урон. Ущерб настолько большой, что предотвратить или хотя бы свести к минимуму его последствия сложно, а иногда даже невозможно. Чтобы не усугубить дальнейшую деградацию окружающей среды, человек должен рационально использовать природные ресурсы, руководствуясь принципом устойчивого развития.

Именно поэтому нужно формировать представления о бережном использовании природных ресурсов и их экономии уже с раннего возраста, чтобы сформировать осознанное отношение к природе и воспитать экологически культурного человека.

Дошкольный возраст – подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно-экологических установок личности, которые проявляются взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем. Анализ практики работы учреждений дошкольного образования показал, что это направление сейчас одно из приоритетных.

Практически каждое учреждение дошкольного образования принимает участие в различных проектах по проблеме бережного использования природных ресурсов и способах их экономии. В ходе тематических занятий по образовательным областям «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество» дети старшего дошкольного возраста узнают, откуда берётся электричество, как и где оно используется, как можно его экономить и беречь, как правильно использовать электроприборы. Также в учреждениях дошкольного образования ведется работа по таким направлениям как «Вода», «Солнечная энергия», «Энергия ветра» и др.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Дидактическая игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

На данный момент в литературе нет конспектов дидактических игр по проблеме формирования представлений о природных ресурсах и способах их бережного использования, что подтверждает необходимость разработки игр и их систематизации.

С вопросами экономии и бережливости ресурсов ребенок дошкольного возраста сталкивается в своей жизни достаточно рано: в семье дети постоянно вовлекаются в ее экономическую деятельность, совместно с родителями экономя воду, свет, тепло в квартирах. На наш взгляд, это стихийное усвоение ребенком основ экономии и бережливости, данное направление требует систематической целенаправленной педагогической работы.

В исследованиях данных авторов говорится о том, что воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Ребенок как можно раньше должен усвоить мысль: все, что необходимо для жизни людей, создается трудом. В каждую вещь вложен труд, поэтому, обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь – значит не уважать усилия тех, кто создал ее.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы дети сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин., и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

Дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.

По мнению многих исследователей дидактическая игра является одним из эффективных методов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природных ресурсах [22]. Использование дидактических игр при ознакомлении с природными ресурсами позволяет детям :

определять и называть природные ресурсы;

– овладеть способами бережного отношения к природным ресурсам и экономного их расходования;

сформировать умение определять, как и где они используются и др.

Анализ литературы по проблеме формирования представлений о природных ресурсах и их бережном использовании у детей старшего дошкольного возраста показал, что актуальность ее в настоящий период времени очень высока, так как от уровня экологической культуры в целом и сформированности данных представлений в частности зависит будущее не только нашей страны, но и нашей планеты.

На сегодняшний день определено содержание представлений о природных ресурсах и их бережном использовании для детей дошкольного возраста, которое нашло отражение как в учебной программе дошкольного образования, так и ряде парциальных авторских программ «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Юный эколог» и др.

Одним из эффективных методов формирования представлений о природных ресурсах и их бережном использовании у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

На данный момент нет готовой разработанной системы дидактических игр по формированию представлений о природных ресурсах и их бережном использовании у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы считаем, что педагогическая практика нуждается в разработке системы дидактических игр в этом направлении.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ Одинцовская гимназия № 7 дошкольном отделении №55. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента явилось выявление уровня сформированности представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста.

Так как не удалось в литературе найти готовой диагностической методики по выявлению уровня сформированности представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана диагностическая беседа на тему «Природные ресурсы : способы их сбережения и экономии» для детей старшей группы (5-6 лет).

В результате диагностики были получены следующие количественные данные, представленные в таблице.

Результаты исследования по итогам диагностической беседы «Природные ресурсы : способы их сбережения и экономии»

Общее

кол-во испытуемых Уровень сформированных представлений, %

Высокий % Средний % Низкий %

20 7 35% 8 40% 5 25%

Как видно из таблицы 1, у 35% воспитанников высокий уровень сформированных представлений о природных ресурсах, у 40% – средний уровень, у 25% – низкий.

В результате диагностики было выявлено следующее: у всех детей сформированы представления о том, что нужно бережно использовать и экономить электричество, воду, лесные ресурсы. Большая часть детей понимает и может объяснить, что означает быть экономным и что можно экономить. Только у малой части детей сформированы представления о том, откуда берется электричество, как попадает в дома и квартиры и для чего используется. Лишь часть детей ответила верно на такие вопросы как: «Для чего нужны деревья в жизни человека?», «Как можно беречь деревья, что для этого нужно делать?», «Что было бы, если бы солнце стало холодным?», «Как используются солнечные батареи, «Как работают ветряные мельницы?». На вопросы «Для чего мы используем воду, «Как можно экономить воду?», «Для чего нужны деревья в жизни животных?», «Что дает нам солнце?», «Для чего живым существам нужен ветер?», «Как может навредить ветер?» практически все дети ответили правильно.

Таким образом, изучив данные, полученные в ходе первичного исследования, мы пришли к выводу, что уровень сформированных представлений о природных ресурсах и способах их бережного использования среди испытуемых невысок, поэтому следует разработать материалы по их повышению. На основе анализа уже имеющихся в литературе дидактических игр о природных ресурсах для детей старшего дошкольного возраста нами была составлена картотека данных игр.

Отобранные игры были нами систематизированы по следующим направлениям: «Электричество», «Вода», «Лесные ресурсы», «Энергия ветра», «Солнечная энергия».

В результате целенаправленной работы с использования системы предлагаемых нами дидактических игр у воспитанников должны быть:

сформированы элементарные представления о природных ресурсах, нужных человеку и способах их бережного использования (электричество, вода, лесные ресурсы, солнечная энергия, энергия ветра);

сформированы представления о том, как и где используются природные ресурсы;

• развито стремление и навыки рационального потребления природных ресурсов;

• воспитаны экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность) потребности в сохранении и приумножении природных богатств.

Данные задачи отобраны на основе содержания учебной программы дошкольного образования.

Работа проходила следующим образом. Игры проводились с подгруппами детей под руководством воспитателя (по 5 человек) в течении двух недель, каждый день в утренний отрезок времени до занятий, в вечерний отрезок времени после сна перед полдником и после полдника. Содержание работы представлено в таблице.

Таблица 2.2 – Содержание работы по теме «Природные ресурсы : способы их сбережения и экономии»

Группа детей Содержание работы

1,2 группа

3,4 группа 1 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

Дидактические игры на тему «Электричество»

1. Дидактическая игра «Что для чего»

2. Дидактическая игра «Раздели на группы»

3. Дидактическая игра «Нельзя, надо»

2 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

1. Дидактическая игра «Что для чего»

2. Дидактическая игра «Раздели на группы»

3. Дидактическая игра «Нельзя, надо»

1,2 группа

3,4 группа 1 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

Дидактические игры на тему «Вода»

1. Дидактическая игра «Кому нужна вода»

2. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

3. Дидактическая игра «Водяная мельница»

2 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя)

1. Дидактическая игра «Кому нужна вода»

2. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

3. Дидактическая игра «Водяная мельница»

1,2 группа

3,4 группа 1 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

Дидактические игры на тему «Энергия ветра»

1. Дидактическая игра «Установи причину и следствие»

2. Дидактическая игра «Ветер добрый, ветер злой»

3. Дидактическая игра «Флюгер и ветер»

2 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя)

1. Дидактическая игра «Установи причину и следствие»

2. Дидактическая игра «Ветер добрый, ветер злой»

3. Дидактическая игра «Флюгер и ветер»

1,2 группа

3,4 группа 1 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

Дидактические игры на тему «Солнечная энергия»

1. Дидактическая игра «Солнце – это хорошо или плохо?»

2. Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

3. Дидактическая игра «Солнечный зайчик»

2 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя)

1. Дидактическая игра «Солнце – это хорошо или плохо?»

2. Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

3. Дидактическая игра «Солнечный зайчик»

1,2 группа

3,4 группа 1 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя группы)

Дидактические игры на тему «Лесные ресурсы»

1. Дидактическая игра «С чем нельзя ходить в лес»

2. Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

3. Дидактическая игра «Что такое дерево»

2 половина дня (игры проводились под руководством воспитателя)

1. Дидактическая игра «С чем нельзя ходить в лес»

2. Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

3. Дидактическая игра «Что такое дерево»

Также в свободное время дети использовали игры в самостоятельной игровой деятельности. Наиболее привлекательными для детей оказались игры на тему «Электричество» и «Лесные ресурсы».

Мы считаем, что разработанные нами дидактические игры можно использовать как на занятиях и в процессе нерегламентированной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей и в процессе индивидуальной работы. Эти игры помогут сформировать представления о природных ресурсах и способах их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста, и закрепить уже имеющиеся.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детей В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: зиму сменяет весна, а за ней приходит лето, холода сменяет жара. Для.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2023 в 12:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД