Елена Михайловна Матюнькина
Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия «Мирилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у до-школьников с помощью дидактического пособия «Мирилка».
«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неиз-бежны в любых отношениях между людьми.» Букай Х.
Публикация «Формирование представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников с помощью дидактического пособия „Мирилка“» размещена в разделах
Актуальность проблемы взаимоотношений детей в дружеском аспекте объясняется тем, что не все дети осознают, насколько важна и ценна дружба, и какое значимое влияние она оказывает на их личностное развитие. Взрос-лым имеет смысл разработать концепцию и установить определенные пред-ставления у детей о понятиях «друг» и «дружба». Задача взрослых заключа-ется в том, чтобы научить детей видеть, понимать и оценивать чувства и по-ступки других, а также мотивировать и объяснять, как формировать свои суждения.
Дружеские отношения являются особенными для каждого ребенка, так как они отличаются от всех остальных форм взаимодействия. Как только эти отношения возникают, дети расширяют свои возможности и обогащают свои чувства и переживания. Без действий и поступков, связанных с самоограни-чением, взаимопомощью, заботой и внимательностью, дружба становится невозможной. Следовательно, в ходе дружбы происходит постоянное мо-ральное совершенствование. Дружеские отношения развиваются в процессе общения, и именно общение является главным фактором развития ребенка. Но все мы знаем, что в процессе взаимоотношений все без исключения дети ссорятся. Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками – со сверстниками или взрослыми. Эти ситуации неизбежны.
Более того, конфликтные ситуации вполне можно считать желательным событием в жизни ребёнка. Потому что определённый опыт жёстких ссор позволяет ребёнку освоить умение разрешать конфликты уважительно. И это умение многократно пригодится любому взрослому человеку – и в семье, и в дружбе, и на работе.
Если ребёнок не освоил навыки уважительного разрешения конфликт-ных ситуаций в дошкольном детстве, ему намного сложнее научиться этому в школе или в старшем возрасте. На каждой стадии развития, ребёнок посте-пенно расширяет своё понимание, как балансировать между собственными нуждами, желаниями и правами, и взаимодействовать с окружающими по тем же принципам. По мере этого дети развивают и свою способность к кон-структивному общению, которая становится частью личности.
Первый залог успеха в процессе обучения навыкам уважительного разрешения конфликтов – это научить ребёнка осознавать свои эмоции. То есть те ощущения и чувства, которые он испытывает «здесь и сейчас».
Второй ключевой фактор успеха – научить ребёнка контролировать то, как он выражает свои эмоции. И это поистине самая трудная часть!
Чтобы дети росли социально ответственными, они должны уметь де-лать выбор из набора эмоций и принимать его последствия – какими бы они ни были.
Обучение ребёнка умению уважительно разрешать конфликты не явля-ется чем-то запредельно сложным, но требует неуклонности и терпения. Приведём основные секреты успеха на этом пути.
Умение мириться - очень важный навык. Взрослые должны научить ребёнка прощать, это поможет в жизни.
Иногда ссора может протекать довольно мирно, длиться совсем недол-го, а иногда — с дракой и последующим объявлением длительных боевых действий. Громкая фраза «разрешение конфликтов» для детей звучит совер-шенно иначе: «давай помиримся» — говорит малыш. Но не все дети умеют мириться. Давайте научим их этому. Взрослые, как могут и как умеют, ста-раются примирить поссорившихся малышей, однако не всегда это удаётся. Но не стоит думать, что конфликт — это плохо. Именно ссора помогает ре-бёнку научиться правильно строить взаимоотношения во взрослой жизни, находить компромисс, а иногда и отстаивать свои убеждения. Дети, которые предпочитают вообще не ссориться, как правило, ведут себя так, потому что родители слишком жёстко регламентируют их поведение. Это может быть также вызвано заниженной самооценкой, что в будущем будет серьёзно ме-шать ребёнку адаптироваться в детском коллективе, уметь урегулировать неизбежные конфликты, дружить и занимать лидерские позиции. Нам, взрос-лым, знакомы с детства небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки. Мирилки и были придуманы на этот случай. Своё название они получили от слова "мир". Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно порой произнести первые слова примирения. Произнёс весёлый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился – молодец. В своей работе мы часто используем мирилки. Оказывается, мирилок не так и мало! Их нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизин-чики с тем, с кем хочешь помириться.
Примеры мирилок.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
***
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться :
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
***
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
***
Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.
***
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
***
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.
Мирилки не только могут помирить детей, словесные тексты дают де-тям:
- образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации;
- имеют необычную форму некой клятвы, где мальчики и девочки обе-щают друг другу найти взаимопонимание и навеки остаться друзьями;
- в строках заключен важный смысл верности и добра. Они воспитыва-ют никогда не предавать своих товарищей;
- показывают равенство – это цель мирилок. Все равны: если один за всех, то все за одного. Не бывает тех, кто хуже, и тех, кто лучше. В споре во-все не выделяют проигравшего и победившего.
В процессе работы мы создали коллекцию мирилок, с помощью кото-рых решались многие задачи:
Формировать у детей умения устанавливать и поддерживать кон-такт со сверстниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества.
Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, ре-чевые формы вежливого обращения со сверстниками и взрослыми.
Учить детей справедливо оценивать поступки сверстников и свои собственные. Закреплять правила поведения в группе.
Подбирая детские мирилки, учитывали определенные требования к ним :
Требования к тексту:
1. Мирилки выбирали вместе с детьми, те, которые больше всего нра-вились детям, короткие по содержанию, для лучшего их запоминали.
2. Не желательно использовать мирилки, в которых детям надо ми-риться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, ми-рись, больше не дерись. А то бабушка придет, тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает»).
3. Которые содержат негативную информацию, например, «если ты не будешь, то мы (не будем играть, водиться и т. д.). Суть мирилки для детей — не посеять страх и научить избегать наказания любой ценой. Ее основная задача — установление мира.
Разучив мирилки, в дальнейшем дети могли использовать их самосто-ятельно. Некоторым детям был сложно сделать первый шаг, они не знали, что и как сказать, какие подобрать слова. А тут, им в помощь готовый текст. Все что требуется — желание восстановить мир.
Обязательно необходимо, что бы дети высказались о своих обидах, а затем мирились. Во время установления мира, мы соблюдали определенные ритуалы примирения, которые дети выбирали сами: сцепиться мизинчиками, похлопать в ладоши, послать воздушный поцелуй, помириться носиками, признаться в любви другу сказав мирилку «Не сердись, улыбнись. Я тебя люблю!», «нарисовать» обиду и спрятать в карман мирилки, и особенно де-тям полюбились игрушки – мирилки, которые мы изготовили совместно с родителями.
1. Коврик мира.
2. Варежка согласия.
3. Коробка рукопожатий.
4. Стаканчики злости.
5. Футболка примирения.
Мирилки мы разместили в уголке дружбы.
Поссорившиеся дети в любой момент могли посетить уголок для выяс-нения своих отношений : выбрать мирилку и рассказать, как, из - за чего у них произошла ссора.
У некоторых детей появились любимые мирилки – стихи, игрушки – мирилки. Научив малышей находить выход из конфликтных ситуаций, ис-пользуя мирилки, дети учились договариваться, прощать и легко мирится. Играя, дети получали первые уроки мира, а мирилки стали отличными по-мощниками!
Давайте жить дружно и всегда мириться - это так важно в нашем мире!