Ирина Долгих
Формирование предпринимательских навыков у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Сейчас довольно остро стоит вопрос о формировании функциональной грамотности у подрастающего поколения. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Для чего нужно формировать у дошкольников предпринимательские навыки в разных профессиях? Профессиональный труд в большем случае рассматривается как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов. Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда, удовлетворяющий потребности человека. На основе представлений о конкретной результативности и ценности каждого процесса труда можно формировать обобщение представления о необходимости того или иного вида деятельности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.
ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.
Игра- свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации. Игра — отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)
Целью подобных игр, направленных на формирование предпринимательских навыков является знакомство детей с некоторыми профессиями, систематизация знаний о профессиях людей и о предметах их труда. Также формировать у дошкольников знания о видах профессий, показать значение трудовой деятельности вжизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий; формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Такого рода игровая деятельность способствует выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации. Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интересное, творческое, перспективное направление педагогики - интерактивную педагогическую кейс- технологию, которая является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Использование ее в моей практике позволяет мне успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи
Несомненно, предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески.
Грамотно подобранная игровая деятельность направлена на формирование личностных качеств ребенка в процессе знакомства с миром профессий. Ребенок анализирует профессию с точки зрения качеств человека обладающего ею, разбирается в их важности, анализирует уровень развития этих качеств у самого себя. Далее разрабатывает план саморазвития, ставит цель, продумывает и реализует этапы достижения этой цели. Задача педагога подсказать, где найти источники информации, направить ребенка в нужном направлении, простимулировать самостоятельность в решении данной задачи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование предпринимательских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности — это актуальное направление деятельности образовательных организаций. Работы в этом направлении необходимо начинать с детьми дошкольного возраста, в этот период формируются личностные механизмы поведения и самосознания. Задача педагога организовывать и проводить работу в соответствии с требованиями современного образования и общества, для воспитания профессионально востребованного человека, удовлетворенного своим выбором.