Ольга Михайлова
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: создание условий для формирования активной, гибкой, адаптивной личности; превращение образования в действенную силу развития общества; запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем.
Успешность функционирования общества, по мнению ученых, напрямую связана с активностью каждого индивида. Интерес к проблеме развития познавательной активности детей объясняется процессами, происходящими в современном образовании. В настоящее время в обществе темп жизни и объем поступающей информации значительно возросли, а потому образование, ориентированное на передачу знаний, не справляется с возложенными на него обязанностями.
Публикация «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.
В настоящее время решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
Перед началом работы по теме, были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духанина Любовь Николаевна., Волосовец Татьяна Владимировна., Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Комарова Ирина Ивановна., др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» использования ИКТ в детском саду. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Опыт работы других показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование развивающих игр и программ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Позиция второй группы ученых близка большинству современных педагогов и считаю, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ИКТ - технологии для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Так как ИКТ-технология является инновационной педагогической технологией задача воспитателя ДОУ заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения ИКТ, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.