Лященко
Формирование познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с объектами живой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование классификационных умений детей, основ экологического сознания.
Все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов.
К представителям живой природы относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде; болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать и др.
Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с объектами живой природы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объекты, у которых есть живот :
1. Игра «Раздели правильно»
Цель: Учить детей классифицировать объекты природного мира.
Оборудование: два обруча разного цвета, картинки объектов, схема живого.
Правила игры: Один обруч-живые объекты природы. Второй обруч-не живые объекты природы. Дети делятся на две команды, а картинки можно разложить на ковре. Дети по команде воспитателя раскладывают картинки в обручи. После чего идёт обсуждение (в первый обруч мы положили картинки лисы, зайца и т. д. потому что-это объекты живой природы.
2. Игра «Да – нет»
Цель: Учить задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.
Оборудование: отсутствует
Правила игры: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан молодой мухомор в лесу)
Вопросы, на которые отвечают «да» :
Этот объект относится к природному миру? (вопрос связан с признаком природности – рукотворности объекта материального мира)
Это живая природа?
Это царство грибов?
Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).
У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").
У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").
У него на шляпке есть точки? (признак "часть").
Он находится в лесу? (признак " места").
Он недавно вырос, т. е. молодой? (признак "времени")
Вы загадали один мухомор? (признак "количества").
Например, гриб – на длинной ножке и со шляпкой с точками, молодой, вредный для человека – мухомор.
3. Игра"Природный и рукотворный мир"
Цель: Учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.
Оборудование: Модель мира, набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира.
Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую - природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира.
Правила игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).
4. Игра"Рыбы – птицы – звери"
Цель: Учить детей классифицировать объекты природного мира.
Оборудование: мяч.
Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.
Например, птица - «воробей», рыба – «карась» и т. д.
4. Игра «Живое - не живое»
Цель: Учить детей классифицировать объекты природного мира.
Оборудование: Схема живого, картинки объектов живой и не живой природы.
Правила игры: Показываю картинки животных на модели мира. Кто это?
Они живут? (на модели мира) Дети делятся на четыре команды, каждая берёт себе схему и один объект. Смотрим внимательно, какой признак живого подходит, а какой не подходит к вашему объекту. Если один из признаков не подходит, значит этот объект не живая природа (ель-размножается, питается и так далее она объект живой природы)
Литература: Сидорчук Т. А. Корзун А. В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ, стр. 77 – 85. Приложение: модель мира, схема живого.