Третьякова Марина
Формирование положительной мотивации в процессе изобразительной деятельности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью деятельности по реализации художественно-эстетического развития у детей раннего возраста является - формирование у них эмоционального отклика и художественного вкуса, а также формирование художественно-эстетических навыков.
Задачи:
Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
Побуждение к изобразительной деятельности и к созданию художественных образов.
Развитие интереса к художественной литературе и музыке.
Публикация «Формирование положительной мотивации в процессе изобразительной деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах
Формирование положительной мотивации у детей раннего возраста основывается на положительных стимулах, таких как:
«Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять.
«Помоги игрушке» - ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
«Научи меня или нас» - основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.
«Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребенка.
Методы формирования мотивации у детей раннего возраста совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические.
Для поддержания положительной мотивации к изобразительной деятельности у детей раннего возраста, нами используются различные приемы:
1. «Читаем, играем вместе» - формировать желание ребенка заниматься совместной деятельностью вместе с другими детьми и взрослым. Обыграть ситуацию от лица персонажа сказки (стихотворения, потешки) и поблагодарить за помощь в решении ситуации.
2. «Помощь игрушке Зайчику Степашке – символу группы» - формировать желание ребенка помогать кому-то, заботиться, тем самым выполнять задание лучше, стремиться побуждать хорошие качества человека. В группе «Заиньки» к ребятам приходят в гости и другие персонажи: кукла Даша, цыпленок Петя, кошечка Мурка и собачка Жучка. Дети очень любят встречать гостей, играть с ними и помогать им. Такой прием помогает развивать в малышах заботу, сопереживание, любовь и уважение. А также желание рисовать, как традиционным способом, так и нетрадиционным.
3. «Музыкальная палитра» - стимулировать творческие способности у детей средствами музыки, как вида искусства, которое побуждает их к изобразительной деятельности. А также развивает у малышей эмоциональную отзывчивость на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
4. «Помоги мне» - данный прием эффективно используется для индивидуальной работы с ребенком. Мотивом является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Например, воспитатель берет на себя роль «неумейки», и предлагает малышам вместе нарисовать солнышко. Основной круг рисует педагог, а вот лучики дети должны нарисовать сами, помогая воспитателю.
С детьми используем в работе следующие виды изобразительной деятельности :
Рисование (является ведущим видом изобразительной деятельности в 1 младшей группе. На занятиях по рисованию дети знакомятся с различными техниками, у них развивается способность делать мазки, рисовать вертикальные и горизонтальные прямые линии, и высший пилотаж – замыкающиеся линии).
Лепка (в процессе лепки малыши расширяют представление о мире вокруг, развивают сенсорную чувствительность при восприятии форм, память и внимание. Работа с пластичным материалом даёт возможность ребенку изменять форму в виде отдельных элементов –«блинчиков», «колбасок», «шариков»).
Конструирование и аппликация (занятия аппликацией и конструированием у детей раннего возраста способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из одного или нескольких элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине).
Рисование ориентировано на выполнение задач в области художественно-эстетического образования, в процессе «Часа интересных дел», совместной деятельности, а также индивидуальной работы с детьми раннего возраста.
Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на развитие продуктивного творчества, а нетрадиционные техники рисования также способствуют повышению мотивации детей. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания, позволяет выразить в рисунке чувства эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах.
Особое внимание этой проблеме уделяет Тамара Семеновна Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Она утверждает, что применение разнообразных техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности.
Поэтому в основу нашего опыта положены следующие принципы и работы в группе раннего развития :
Принцип сезонности (построение познавательного содержания образовательной деятельности с учетом времени года на данный момент);
Принцип от простого к сложному (предусмотрен переход от простых занятий к сложным с учетом времени, навыков и отработки заданий);
Принцип наглядности (выражается в том, что у детей раннего возраста более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности);
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (Обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательно-образовательный процесс);
Принцип интеграции (взаимосвязь с другими образовательными областями);
Эмоциональный принцип (включает в себя эстетические эмоции, повышенную эмоциональную отзывчивость, чувства, переживания и т. д.)
Нами в работе были использованы нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста, такие как:
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Учились рисовать пальчиками ягодки у ежика, разноцветные перышки у птичек и раскрашивали неваляшку.
При рисовании пальчиками нами была проведена предварительная работа:
рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»;
организация визуального и осязательного контакта сигрушкой Неваляшка;
сюжетно-ролевая игра «Лесные животные».
Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные и волшебные.
Нарисовали коллективную работу – «Букет цветов для мамы» и подарили этот букет ко Дню 8 Марта. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. Техника рисования ладошкой дает возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой.
Также был использован прием культурного развития, перед самим рисованием детям было прочитано стихотворение Я. Аким «Мама».
Ещё один из необычных способов рисования, особенно он характерен в период осени – это рисование при помощи штампов из овощей или оттиск. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать любой предмет – стоит только обмакнуть в краску штамп и отпечатать его на листке бумаги. Такой техникой мы рисовали компот из яблок. Детям были предложены штампы с яблоками, они обмакивали то в красную краску, то в желтую, тем самым у нас получился вкусный и красочный компот.
Перед рисованием была проведена беседа с детьми, в которой они узнали, что полезные фрукты можно употреблять и в виде компота.
Другой интересный способ – это метод тычка с помощью ватной палочки. Для этого метода достаточно окунуть ватную палочку в краску и точными движениями делать тычки по альбомному листу. Этим методом мы рисовали ягодки на ветках деревьев и кустов.
При данной техники рисования детям вначале было предложено визуально и осязательно ознакомиться с ягодами, чтобы малыши смогли наглядно и тактильно понимать предметы, и воспроизвести их на листке бумаги.
Обычной губкой для мытья посуды тоже можно рисовать! Ей очень хорошо создавать фон. Дети берут за кончик губку, опускают в краску и размашистыми мазками закрашивают белый лист, создавая фон, или закрашивают, например, новогоднюю ёлочку, вырезанную из картона.
В данной технике, мы вместе с детьми рисовали «Сердечки для мамы», такой необычный подарок мы сделали нашим мамам на праздник День Матери. Непосредственно перед рисованием с детьми были проведены беседы о семье, поддержки и любви в доме, а также все вместе мы посмотрели семейные фотографии наших воспитанников. В ходе деятельности играла сопроводительная музыка из м/ф «Мама для мамонтенка».
Для создания положительной мотивации у детей раннего возраста к изобразительной деятельности в группе создан «Центр художественного творчества», в котором имеются разнообразные материалы для изобразительной деятельности детей.
В рамках реализации данной деятельности налажено тесное сотрудничество с МБУК МО г. Краснодар «Городским домом культуры №1», с которым заключен договор о сотрудничестве № 34 от 03.09.2021 г. В рамках взаимодействия организуются выставки детского и совместного с родителями творчества.
Также работы детей были представлены на конкурсы «Наше сказочное лето», «Зимушка – зима» и отмечены дипломами победителей и лауреатов.
Воспитатель Третьякова Марина Александровна прошла обучение на курсах повышения квалификации, а также получила диплом о профессиональной переподготовке «Педагогика и методика дошкольного образования».
Привлекая детей раннего возраста к изобразительной деятельности организуется тесное сотрудничество с родителями – организуются выставки совместного творчества, проводятся консультации, размещается информация в папках-передвижках, а также на официальном сайте дошкольной образовательной организации https://ds182.centerstart.ru/node/949.
Анализируя детские работы, мы пришли к выводу, что динамика показателей существенна, так как обогатилось содержание детских рисунков, повысился интерес к деятельности, дети владеют техниками нетрадиционного рисования и проявляют положительные эмоции в процессе изобразительной деятельности.