Получи документы

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной работы

Шубина Марина Васильевна
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Однако данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению учёных, необходима с концентрированность на детском периоде жизни, т. к именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной работы» размещена в разделах

Обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.

Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своём здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании.

Начиная работать с детьми 4-х летнего возраста, я заметила что, у детей, вновь пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, не умеют делать простейшие физические упражнения, объективно оценивать особенности своего организма. Как привить моим воспитанникам культурно- гигиенические навыки? Как укрепить и сохранить их здоровье? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Возникшие затруднения определили приоритетную тему моей деятельности «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ».

Новизна заключается в использовании оздоровительных технологий в режиме дня через все виды деятельности детей, используя проблемный и игровой метод.

Поставила перед собой цель: формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

На достижение этой цели направлены следующие задачи:

образовательные :

- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Научить элементарным приёмам сохранения здоровья

воспитательные:

- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

- Воспитывать желание у детей заботиться о своём здоровье.

- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

профилактические:

- Развивать у детей потребность в активной деятельности.

- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Объект изучения- система физкультурно-оздоровительной работы в группе детей дошкольного возраста.

Предмет изучения- условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.

Условия реализации темы опыта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Логиновой В. И. «Детство». Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

2. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

3. Активное сотрудничество с семьёй и социумом.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Позитивные изменения в развитии детей- познание себя через окружающий мир; формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья.

Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

1. Сущность здорового образа жизни

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения). В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Как видим, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровье человека, согласно данным С. В. Попова зависит на 20% от наследственных факторов, 20%- от внешнесредовых условий, от экологии, 10%- от деятельности систем здравоохранения, 50%- от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

С. В. Попов отмечает, что образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются учё ные из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева) и педагогики (Ю. Ф. Змановский, В. Г. Алямовская и др.).

Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. В работах Т. Л. Богиной, Ю. Ф. Змановского, М. А. Руновой и др. представлены пути приобщения к этим составляющим культурного опыта. Они основаны на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач. Вышедшие за последние годы образовательные программы для дошкольных учреждений содержат разделы, посвящённые изучению организма человека, обеспечению жизни («Детство», «Как воспитать здорового ребёнка» и др.). Предложенное содержание предполагает формирование культурно-гигиенических навыков (чистку зубов, уход за носом, кожей и т. д.) и элементарных умений оказания первой помощи при царапинах, кровотечениях, головокружениях. Новым в этих программах является знакомство детей со строением и функциями соответствующих органов. Предполагается, что приобретённые знания будут основой для воспитания бережного отношения к своему организму.

В группе приобщаю детей к здоровому образу жизни, провожу плановые мероприятия по профилактике ОРЗ, соблюдаю оздоровительный режим в дошкольном учреждении, обучаю правильному дыханию, ежедневно провожу закаливающие процедуры и самомассаж, использую антистрессовые гимнастики.

Начиная со средней группы провожу профилактические мероприятия: кварцевание, ежедневное применение фитонцидов- лука и чеснока, припаивание детей лечебными и витаминными травами (шиповник, мята, рябина и т. д, полоскание рта и горла после принятия пищи. Познакомила детей со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постаралась расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, том, как их предотвратить.

На втором этапе (внедренческий декабрь- апрель)

• Составила перспективное планирование занятий по ФИЗО для своей группы.

Разработала перспективный план досуговых мероприятий с детьми.

• Сделала картотеку подвижных и пальчиковых игр с подробным описанием каждой игры.

Подобрала и применила комплексы закаливаний для детей с учётом того, чтобы родители в домашних условиях также могли их выполнять.

• Для комплексного охвата детей подобрали с медицинской сестрой упражнения для самомассажа.

2.1 Форма оздоровления детей : точечный массаж и дыхательная гимнастика.

У дошкольников дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания- это первые элементы самопомощи своему организму.

Такой же комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики мы проводим на каждом физкультурном занятии, перед общеразвивающими упражнениями, продолжительность которых составляет 1-2 минуты. Дозировка выполнения каждого упражнения в комплексе 5-10 раз.

Первый комплекс. (сентябрь, октябрь, ноябрь).

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

2. Нажать указательным пальцем точку под носом.

3. Указательным и большим пальцем «лепить уши».

4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем, выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

Второй комплекс. (декабрь, январь, февраль).

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую поперёк до нагрева. Это оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

2. Слегка подёргать кончик носа.

3. Указательным пальцем массировать ноздри.

4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:»примазывать» чтобы не отклеились.

5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Третий комплекс (март, апрель, май).

1. «Моем» кисти рук.

2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготок другой руки.

3. «Лебединная шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

5. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе сохранить здоровье.

Закаливание.

Особое место отвожу прогулкам.

Предпочтение отдаю контрастному воздушному закаливанию. На прогулки стараемся ходить в любую погоду. В образовательный процесс ввели третий дополнительный час, вместо традиционного физкультурного занятия на воздухе, инновационную форму- динамический «час», который организуем на дневной прогулке. Его длительность составляет в средней группе 15-20 минут, в старшей группе 25-30 минут. Содержание определяем в соответствии с возрастом. Упор сделан на основной вид деятельности – игру.

Структура динамического часа состоит из двух частей.

1. Оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме использую различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия.

2. Оздоровительно- развивающая тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Чтобы вызвать интерес к выполнению заданных упражнений использую образно- игровые сюжеты : «циркачи», «юные следопыты», «индейцы» и др.

Другой формой физического развития детей стал «час» двигательного творчества, который я провожу 1раз в месяц. Физкультурные занятия, если позволяют погодные условия, проводим на воздухе, физкультурные занятия в помещении проводим строго в спортивной форме – футболка, шорты, носочки.

Летом бегаем босиком по траве, песочку, загораем в тенёчке и т. д. Когда дети имеют возможность самим выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д., то есть дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале.

Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня под контролем и активным участием воспитателя.

Один раз в неделю дети ходят в спорткомплекс, где занимаются со специалистом по физической культуре.

Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры (умывание прохладной водой, полоскание рта). Во время сна открываются ноги на короткое время. Это очень старый вид закаливания, но дающий эффективный результат. Эту форму закаливания я взяла из методики В. Иванченко «Тайны русского закала».

Систематически провожу гимнастику и после сна в постели:

1. «Качалка». Лёжа на спине, ноги вместе, сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачиваться на спине вперёд, назад.

2. «Морская звезда». Лечь на живот, подтянуть руки и ноги в стороны. Покачиваться на «волнах» (для мышц рук, ног, спины, гибкости).

3. «Потягивание». Лечь на спину, подтянуть левую ногу пяточкой вперёд, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой рукой и ногой. Затем двумя руками и ногами вместе (растяжка мышц).

4. «Ножницы». Лёжа на животе, поднять поочерёдно прямые ноги вверх-вниз. Затем лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (для мышц живота, ног).

5. «Велосипед». Лёжа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).(улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника).

6. После дневного сна детям предлагается встать спиной к стене, касаясь её пятками, ягодицами, затылком. Постоять в таком положении: «Как солдат на посту» в течение 10-15 секунд.

Проверка осанки стала нашим ежедневным правилом, потому что формирование правильной осанки является важнейшей задачей в оздоровлении и физическом воспитании детей. С целью развития и укрепления мышечного корсета мною проводятся специальные упражнения:

- «Коромысло».

- «Объятия».

- «Ножницы».

- «Перекатывание брёвен».

- «Лягушки» и др.

Для профилактики плоскостопия применяю палки различной толщины, разнообразные «коррекционные дорожки» со следами, с песком, с горохом, фасолью, коврики с пуговицами и крышками от бутылок, карандашами, пришитыми по вертикали, по горизонтали и многое другое оборудование, изготовленное руками родителей и воспитателей.

В упражнения для профилактики плоскостопия включаю все виды деятельности:

- ходьба на носках;

- по ребристой доске;

- толстому шнуру;

- на внешней стороне стопы;

- с перекатом с пятки на носок;

- катание пятки ступнёй и пальцами ног;

- захват и подъём пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, шишек, камушек).

Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Практикую также хождение босиком в особенности летом по песку, по травке – хороший и необременительный способ закаливания стопы ног, а так же укрепления их свода и связок.

По мнению советских учёных профессора Е. С. Вельховера, В. Г. Никифорова, чем ниже температура участка подошвы, тем больше патологические нарушения в рефлекторно связанном с ним органе.

Есть основания полагать, что наши далёкие предки, ходили босиком по веткам, камушкам и другим неровностям почвы, осуществляли повседневный разогревающий массаж подошв. Теперь же растирание этой самой зоны подошвы рекомендуется при назначении общего закаливания: такая процедура защищает от насморка, простуды, гриппа, ангины, возможных при случайной передозировке холодовых процедур.

Полный самомассаж стоп по отдельным зонам В. Иванченко рекомендует делать хотя бы раз в неделю. Он укрепит наше здоровье, поднимет жизненный тонус, даст закалку на многие годы.

Самомассаж стоп я использую на физкультурных занятиях в вводной части.

В период закаливающих процедур обязательно учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя проводить их на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, беспокойства. Это приводит ребёнка в стрессовое состояние.

Стресс может также стать первоначальником многих детских заболеваний. Для снятия стрессов у детей использую элементы самомассажа, коллективного массажа, а также вибрационной гимнастики.

В основе вибрационных упражнений практикую естественные движения детей : это- стряхивание с себя капель воды, дождя, снега. Самомассаж проводится в игровой форме :

- «Поиграем с носиком»;

- «Поиграем с ручками»;

- «Поиграем ушками»;

- «Поиграем ножками» и т. д.

Сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма.

Антистрессовую гимнастику провожу один раз в неделю вместе с психологом. Это позволяет укрепить возможности дошкольника в формировании здорового образа жизни перед поступлением в школу.

Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Реализация мероприятий осуществляется через непосредственно- образовательную деятельность, через режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Использую следующие методические приё мы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковый театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т. д.

Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Третий этап (мониторинговый- май)

• Анализ заболеваемости детей за-период исследования.

• Анкетирование родителей по проблеме оздоровления детей

• Подведение итоговых результатов.

Используемая мною комплексная система оздоровления детей, а также организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно- оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении заболеваемости и улучшения физического развития детей.

По сравнению с 2018 и 2019 годами заболеваемость снизилась более чем в 2 раза.

Кроме того, все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санаторно-гигиенические навыки, приспосабливают ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Заключение

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьёй ребёнка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.

Воспитательно-образовательный процесс следует рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирования духовности, направленности и физического здоровья индивида.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной работы
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 15:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной работы» (включая файлы) размещена пользователем Шубина Марина Васильевна (УИ 2501599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД