Папки-передвижки

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Марина Демьянюк
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с требованиями по реализации основной общеобразовательной программы нашего МБДОУ содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешают детям играть огнеопасными предметами. Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Для того чтобы работа велась целенаправленно, и был получен положительный результат, я разработала педагогический проект «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста», в котором отработала вопросы касающихся экстремальных ситуаций в быту и правилам безопасного поведения. Творческое название проекта «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»

Тип проекта - информационно – познавательный

Вид проекта - трёхмесячный

Предметно-содержательная область: обучение детей правилам пожарной безопасности

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители

Форма представления : презентация

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. В результате возникают противоречия.

Противоречия:

• Между желанием родителей оградить своих детей от опасности и стремлением детей к самостоятельности.

• Между потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения и недостаточным уровнем взаимодействия между детским садом и семьей по данной проблеме.

И проблема эта:

Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

РАЗВИВАЮЩИЕ - РАЗВИВАТЬ:

• умение реально оценивать возможную опасность

• познавательную активность

• творческие способности детей

• навыки коммуникативного общения

ОБУЧАЮЩИЕ - НАУЧИТЬ:

* навыкам безопасного поведения дошкольников в быту

* набирать телефонный номер пожарной службы с домашнего и сотового телефонов

* навыкам общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации, называя информацию о себе

* практическим действиям при эвакуации в случае возникновения пожара

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - ВОСПИТЫВАТЬ:

• воспитывать чувство осторожности и самосохранения

• ответственность за свои действия и поступки

• стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации

• воспитывать уважение к труду пожарных

Выдвинула гипотезу:

прочные навыки по соблюдению правил пожарной безопасности у детей сформируются только при регулярной, непрерывной разъяснительной и практической работе с дошкольниками, а также при четкой организации взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Предполагаемые результаты:

• Изменятся отношения дошкольников к своей безопасности и здоровью.

• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.

• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.

• У детей появятся представления о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред.

Дошкольники приобретут знания о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;

• Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.

• Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.

Этапы проекта:

1. 1.11Организационно-подготовительный

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности по противопожарной тематике;

Создать условия для творческой деятельности детей;

Разработать критерии диагностики и провести первичное диагностирование знаний и умений детей по данной теме.

2. Основной

Реализация мероприятий по пожарной безопасности с детьми

3. Заключительный

Обобщение результатов работы:

Разработан перспективный план занятий

Разработаны методические рекомендации для родителей

Разработано учебно-методическое пособие по обучению детей 5-6 лет правилам противопожарной безопасности

Смоделирована предметно-развивающая среда по противопожарной безопасности.

Вызван интерес родителей к данной проблеме

Разработала перспективный план работы с детьми по формированию знаний по пожарной безопасности (приложение 1, критерии мониторинга знаний, подобрала тематику загадок, пословиц и стихов (приложение 2, картотеку дидактических игр. Оформила стенды «Безопасность», «Пожарная безопасность», «Галерея с плакатами по изучению правил пожарной безопасности», выставку детских рисунков «Огонь - друг», «Огонь - враг».

С детьми в дошкольном учреждении 2 раза в год отрабатываются практические занятия по схеме эвакуации детей в случае пожара.

Критерии мониторинга:

• Как вызвать службу спасения

• Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»)

• Назови пожароопасные предметы

• Свойства огня (вредный и полезный огонь)

• Причины возникновения пожаров

• Правила пожарной безопасности

• Знания о труде пожарных

• Действия при пожаре

Мониторинг развития детей старшей группы навыкам пожарной безопасности.

• Начальная диагностика показала, что высокий уровень знаний имеют 0% детей, средний – 38%, низкий – 62%

Конечная диагностика позволила сделать следующий вывод: высокий уровень–52%, средний – 48%, низкий – 0%

Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения у детей навыков пожарной безопасности :

Одним из основных условий достижения высоких результатов обучения моих воспитанников основам пожарной безопасности является тесное взаимодействие с семьей, родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых в дошкольном учреждении с детьми мероприятий по основам пожарной безопасности.

Перед тем как начать работу предложила родителям ответить на анкету (приложение 3).

Это позволило определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми и их родителями.

Вывод: гипотеза подтвердилась, и проведенная работа дала свои положительные результаты:

• У детей выработались навыки неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности и практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет им при необходимости сохранить свои жизни и здоровье.

• Дети запомнили номера телефонов службы спасения и научились ими пользоваться.

• Расширились знания у воспитанников об окружающей действительности и работе пожарных.

• Дети стали более милосердными и стали бережнее относиться к окружающему миру.

Работа над проектом позволила обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации, а родителям – более серьёзно относиться к пожарной безопасности.

Приложение 1

Перспективный план работы по проекту «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»

Старшая группа.

Воспитатель Демьянюк М. П.

Вид проекта – трёхмесячный

январь февраль март

Ознакомление с художественной литературой

• Выставка литературы по теме «Пожарная безопасность детей»

• Чтение С. Я Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки», К. И. Чуковский «Путаница»

• Рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака, Л. Н. Толстого.

Познавательная деятельность

• Занятие «Знакомьтесь, огонь!»

• Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду

Беседы: «Эта спичка-невеличка», «Огонь-друг, огонь-враг»,

• Отгадывание загадок.

Игровая деятельность

• Сюжетно-ролевые игры «Мы - пожарные», «Дом»

• п/игры «Огонь и вода»

• д/ игры: «Это следует запомнить», «Что делать, если…», «Диалоги по телефону»

Исследовательская деятельность

• рассматривание пламени свечи

• опыты «Огонь дышит», «Почему пламя яркое»

Досуговая деятельность

Пожарная викторина

Художественно-продуктивная деятельность

• Рисование «Тили – бом, загорелся кошкин дом»

• Лепка «Пожарные собаки»

• Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»

Работа с родителями

• Посещение клуба «Заботливых родителей»

Ознакомление с художественной литературой

Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова

Чтение сказок Е. Пермяк «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Рассматривание плакатов о пожарной безопасности

Познавательная деятельность

• Занятие «Тили-бом, тили-бом, будет безопасным дом»

• Экскурсия Прослушивание по детскому саду (рассматривание плана эвакуации, знакомство с системой оповещения)

• Составление рассказов по плакатам о пожарной безопасности

Игровая деятельность

• Сюжетно-ролевая игра «Служба МЧС»

• д/ игры: «Сложи картинку», «Огнеопасные предметы», «Причины пожаров», «Горит- не горит»,игра – загадка «Слушай внимательно», игра-эстафета «Кто быстрее соберёт картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара»

Исследовательская деятельность

опыты: «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», «Чем можно потушить огонь»

Досуговая деятельность

• Речевой досуг «Загадки из спичечного коробка»

Художественно-продуктивная деятельность

• Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг»

• Изготовление масок к игре драматизации «Кошкин дом»

• Конструирование из бумаги «пожарный автомобиль»

Работа с родителями

• Консультации в родительский уголок по противопожарной безопасности

Ознакомление с художественной литературой

• Чтение произведений Б. Жидкова «Дым», «Пожар», «Пожар в море»

• Чтение стихов

• Разучивание пословиц и поговорок о пожаре, огне

• Разучивание песни «Одни дома» (на мотив песни «Улыбка»)

Познавательная деятельность

• Занятие «Не шути с огнём», «Укротители огня»

• Беседа «Пожарный-герой, он с огнём вступает в бой»

• Конкурс стихотворений «Спички детям не игрушки»

• Творческое рассказывание «Придумай новую концовку к сказкам»

Игровая деятельность

• Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях»

• д/ игры: «Раньше и теперь», «Что нужно пожарным», «Пожарное лото»

словесные игры: «Последовательные картинки», «Какой пожарный»

• игра – эстафета «Отважные пожарные»

Исследовательская деятельность

опыты: «Водой масло не затушишь», «Пожары загрязняют воздух»

Досуговая деятельность

• Драматизация сказки «Кошкин дом»

Художественно-продуктивная деятельность

• Изготовление предупредительных плакатов для группы

• Лепка способом намаза «Пожар в лесу»

Работа с родителями

• Привлечь родителей к участию в конкурсе «Предупредительные плакаты»

Экскурсия в пожарную часть

Приложение 2

Пословицы и поговорки

Искра мала, а велик пламень родит.

Дерево с огнем не дружит.

Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

Спичка – не игрушка, огонь – не забава.

Огонь не вода, схватит - не выплывешь.

Не имей привычки в кармане носить спички.

Спичка – невеличка, а огонь от нее – великан.

Пожар слезой не потушишь.

Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.

Чтобы с пламенем бороться умело,

надо знать пожарное дело.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Сену с огнем не ужиться.

Загадки.

Все ест, не наестся, а пьет – умирает (огонь)

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)

Без рук, без ног, а бушует (огонь)

Шипит и злится, а воды боится (огонь)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова,

Целый час, а может два,

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Палочка тоненькая, но не игрушка.

Живет в своей коробушке.

В руки детям попадет –

Беду большую принесет (спичка)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А туши его (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те (отнять)

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам –

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все (убрали)

Приложение 3

Анкета для родителей

1. Ф. И. О., место работы, образование родителей; возраст ребенка.

2. Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?

3. Если да, то чем он в это время занимается?

4. Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?

5. Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?

6. Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?

7. Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста СПБ «Детство- Пресс» 2008.

2. Адалина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» М. ООО «Издательство Скрипторий» 2003

3. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет», М, «Вако» 2007

4. Жукова Р. А. «Пожарная безопасность. Нестандартные занятия».Волгоград, ИТД «Корифей» 2008.

5. Каминская Н. В. «Чудесные спички».Ж/л «Ребёнок в детском саду»,№2,с. 42,2006

6. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».М. ,Айрис-пресс, 2008

7. Максимчук Л. В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности». М. ,Центр педагогического образования, 2008

8. Пидручная С. «Огонь-наш друг,огонь-наш враг!»Ж/л «Дошкольное воспитание»,№5, с. 47,2006

9. Пикулева Н. «Пожарная безопасность».Ж/л «Дошкольное воспитание», № 4, с. 114, 2007

10. Прилепко Е. «Формирование знаний о противопожарной безопасности»./Ж/л «Дошкольное воспитание»,№5,с. 39,2006

11. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».М. ,Сфера, 2008

12. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности».МОО «ТЦ Сфера», 2008

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность - это не просто сумма.

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными.

Формирование основ экологической безопасности детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный.

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленушка» р. п. Чишмы муниципального района Чишминский район.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дошкольный.

План по самообразованию «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности.

План работы по ОБЖ во второй младшей группе «Формирование основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад № 118» «Формирование основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста» в группе общеразвивающей направленности.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работыФормирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста. В течении всей жизни мы взрослые, являясь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2019 в 14:44
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Демьянюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД