Марина Демьянюк
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями по реализации основной общеобразовательной программы нашего МБДОУ содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешают детям играть огнеопасными предметами. Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Для того чтобы работа велась целенаправленно, и был получен положительный результат, я разработала педагогический проект «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста», в котором отработала вопросы касающихся экстремальных ситуаций в быту и правилам безопасного поведения. Творческое название проекта «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»
Тип проекта - информационно – познавательный
Вид проекта - трёхмесячный
Предметно-содержательная область: обучение детей правилам пожарной безопасности
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители
Форма представления : презентация
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. В результате возникают противоречия.
Противоречия:
• Между желанием родителей оградить своих детей от опасности и стремлением детей к самостоятельности.
• Между потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения и недостаточным уровнем взаимодействия между детским садом и семьей по данной проблеме.
И проблема эта:
Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
РАЗВИВАЮЩИЕ - РАЗВИВАТЬ:
• умение реально оценивать возможную опасность
• познавательную активность
• творческие способности детей
• навыки коммуникативного общения
ОБУЧАЮЩИЕ - НАУЧИТЬ:
* навыкам безопасного поведения дошкольников в быту
* набирать телефонный номер пожарной службы с домашнего и сотового телефонов
* навыкам общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации, называя информацию о себе
* практическим действиям при эвакуации в случае возникновения пожара
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - ВОСПИТЫВАТЬ:
• воспитывать чувство осторожности и самосохранения
• ответственность за свои действия и поступки
• стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации
• воспитывать уважение к труду пожарных
Выдвинула гипотезу:
прочные навыки по соблюдению правил пожарной безопасности у детей сформируются только при регулярной, непрерывной разъяснительной и практической работе с дошкольниками, а также при четкой организации взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Предполагаемые результаты:
• Изменятся отношения дошкольников к своей безопасности и здоровью.
• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.
• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.
• У детей появятся представления о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред.
• Дошкольники приобретут знания о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
• Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.
• Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.
Этапы проекта:
1. 1.11Организационно-подготовительный
Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности по противопожарной тематике;
Создать условия для творческой деятельности детей;
Разработать критерии диагностики и провести первичное диагностирование знаний и умений детей по данной теме.
2. Основной
Реализация мероприятий по пожарной безопасности с детьми
3. Заключительный
Обобщение результатов работы:
Разработан перспективный план занятий
Разработаны методические рекомендации для родителей
Разработано учебно-методическое пособие по обучению детей 5-6 лет правилам противопожарной безопасности
Смоделирована предметно-развивающая среда по противопожарной безопасности.
Вызван интерес родителей к данной проблеме
Разработала перспективный план работы с детьми по формированию знаний по пожарной безопасности (приложение 1, критерии мониторинга знаний, подобрала тематику загадок, пословиц и стихов (приложение 2, картотеку дидактических игр. Оформила стенды «Безопасность», «Пожарная безопасность», «Галерея с плакатами по изучению правил пожарной безопасности», выставку детских рисунков «Огонь - друг», «Огонь - враг».
С детьми в дошкольном учреждении 2 раза в год отрабатываются практические занятия по схеме эвакуации детей в случае пожара.
Критерии мониторинга:
• Как вызвать службу спасения
• Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»)
• Назови пожароопасные предметы
• Свойства огня (вредный и полезный огонь)
• Причины возникновения пожаров
• Правила пожарной безопасности
• Знания о труде пожарных
• Действия при пожаре
Мониторинг развития детей старшей группы навыкам пожарной безопасности.
• Начальная диагностика показала, что высокий уровень знаний имеют 0% детей, средний – 38%, низкий – 62%
• Конечная диагностика позволила сделать следующий вывод: высокий уровень–52%, средний – 48%, низкий – 0%
Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения у детей навыков пожарной безопасности :
Одним из основных условий достижения высоких результатов обучения моих воспитанников основам пожарной безопасности является тесное взаимодействие с семьей, родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых в дошкольном учреждении с детьми мероприятий по основам пожарной безопасности.
Перед тем как начать работу предложила родителям ответить на анкету (приложение 3).
Это позволило определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми и их родителями.
Вывод: гипотеза подтвердилась, и проведенная работа дала свои положительные результаты:
• У детей выработались навыки неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности и практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет им при необходимости сохранить свои жизни и здоровье.
• Дети запомнили номера телефонов службы спасения и научились ими пользоваться.
• Расширились знания у воспитанников об окружающей действительности и работе пожарных.
• Дети стали более милосердными и стали бережнее относиться к окружающему миру.
Работа над проектом позволила обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации, а родителям – более серьёзно относиться к пожарной безопасности.
Приложение 1
Перспективный план работы по проекту «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»
Старшая группа.
Воспитатель Демьянюк М. П.
Вид проекта – трёхмесячный
январь февраль март
Ознакомление с художественной литературой
• Выставка литературы по теме «Пожарная безопасность детей»
• Чтение С. Я Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки», К. И. Чуковский «Путаница»
• Рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака, Л. Н. Толстого.
Познавательная деятельность
• Занятие «Знакомьтесь, огонь!»
• Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду
• Беседы: «Эта спичка-невеличка», «Огонь-друг, огонь-враг»,
• Отгадывание загадок.
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры «Мы - пожарные», «Дом»
• п/игры «Огонь и вода»
• д/ игры: «Это следует запомнить», «Что делать, если…», «Диалоги по телефону»
Исследовательская деятельность
• рассматривание пламени свечи
• опыты «Огонь дышит», «Почему пламя яркое»
Досуговая деятельность
• Пожарная викторина
Художественно-продуктивная деятельность
• Рисование «Тили – бом, загорелся кошкин дом»
• Лепка «Пожарные собаки»
• Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
Работа с родителями
• Посещение клуба «Заботливых родителей»
Ознакомление с художественной литературой
Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова
Чтение сказок Е. Пермяк «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»
Рассматривание плакатов о пожарной безопасности
Познавательная деятельность
• Занятие «Тили-бом, тили-бом, будет безопасным дом»
• Экскурсия Прослушивание по детскому саду (рассматривание плана эвакуации, знакомство с системой оповещения)
• Составление рассказов по плакатам о пожарной безопасности
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевая игра «Служба МЧС»
• д/ игры: «Сложи картинку», «Огнеопасные предметы», «Причины пожаров», «Горит- не горит»,игра – загадка «Слушай внимательно», игра-эстафета «Кто быстрее соберёт картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара»
Исследовательская деятельность
• опыты: «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», «Чем можно потушить огонь»
Досуговая деятельность
• Речевой досуг «Загадки из спичечного коробка»
Художественно-продуктивная деятельность
• Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг»
• Изготовление масок к игре драматизации «Кошкин дом»
• Конструирование из бумаги «пожарный автомобиль»
Работа с родителями
• Консультации в родительский уголок по противопожарной безопасности
Ознакомление с художественной литературой
• Чтение произведений Б. Жидкова «Дым», «Пожар», «Пожар в море»
• Чтение стихов
• Разучивание пословиц и поговорок о пожаре, огне
• Разучивание песни «Одни дома» (на мотив песни «Улыбка»)
Познавательная деятельность
• Занятие «Не шути с огнём», «Укротители огня»
• Беседа «Пожарный-герой, он с огнём вступает в бой»
• Конкурс стихотворений «Спички детям не игрушки»
• Творческое рассказывание «Придумай новую концовку к сказкам»
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях»
• д/ игры: «Раньше и теперь», «Что нужно пожарным», «Пожарное лото»
• словесные игры: «Последовательные картинки», «Какой пожарный»
• игра – эстафета «Отважные пожарные»
Исследовательская деятельность
• опыты: «Водой масло не затушишь», «Пожары загрязняют воздух»
Досуговая деятельность
• Драматизация сказки «Кошкин дом»
Художественно-продуктивная деятельность
• Изготовление предупредительных плакатов для группы
• Лепка способом намаза «Пожар в лесу»
Работа с родителями
• Привлечь родителей к участию в конкурсе «Предупредительные плакаты»
Экскурсия в пожарную часть
Приложение 2
Пословицы и поговорки
Искра мала, а велик пламень родит.
Дерево с огнем не дружит.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спичка – не игрушка, огонь – не забава.
Огонь не вода, схватит - не выплывешь.
Не имей привычки в кармане носить спички.
Спичка – невеличка, а огонь от нее – великан.
Пожар слезой не потушишь.
Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.
Чтобы с пламенем бороться умело,
надо знать пожарное дело.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Сену с огнем не ужиться.
Загадки.
Все ест, не наестся, а пьет – умирает (огонь)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Без рук, без ног, а бушует (огонь)
Шипит и злится, а воды боится (огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живет в своей коробушке.
В руки детям попадет –
Беду большую принесет (спичка)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А туши его (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам –
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все (убрали)
Приложение 3
Анкета для родителей
1. Ф. И. О., место работы, образование родителей; возраст ребенка.
2. Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?
3. Если да, то чем он в это время занимается?
4. Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?
5. Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?
6. Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?
7. Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста СПБ «Детство- Пресс» 2008.
2. Адалина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» М. ООО «Издательство Скрипторий» 2003
3. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет», М, «Вако» 2007
4. Жукова Р. А. «Пожарная безопасность. Нестандартные занятия».Волгоград, ИТД «Корифей» 2008.
5. Каминская Н. В. «Чудесные спички».Ж/л «Ребёнок в детском саду»,№2,с. 42,2006
6. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».М. ,Айрис-пресс, 2008
7. Максимчук Л. В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности». М. ,Центр педагогического образования, 2008
8. Пидручная С. «Огонь-наш друг,огонь-наш враг!»Ж/л «Дошкольное воспитание»,№5, с. 47,2006
9. Пикулева Н. «Пожарная безопасность».Ж/л «Дошкольное воспитание», № 4, с. 114, 2007
10. Прилепко Е. «Формирование знаний о противопожарной безопасности»./Ж/л «Дошкольное воспитание»,№5,с. 39,2006
11. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».М. ,Сфера, 2008
12. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности».МОО «ТЦ Сфера», 2008