Приложение МААМ

Семинар-практикум «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством восприятия классической музыки»

Сёмина Юлия
Семинар-практикум «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством восприятия классической музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум по слушанию музыки

«Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через восприятие классической музыки»

Выступление музыкального руководителя

I квалификационной категории,

Сёминой Юлии Владимировны.

Вторая тема, определяющая

порядок усложнения беседы о музыкальном произведении :

О чем рассказывает музыка?

Публикация «Семинар-практикум „Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством восприятия классической музыки“» размещена в разделах

Это выявление черт программности и изобразительности при их наличии. Программная музыка – это инструментальная музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программно - изобразительные произведения показывают, как музыка изображает конкретные жизненные явления (исторические события, природу, животных, сказочные персонажи и при этом она всегда эмоционально окрашена.

Например: А. Вивальди «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки», П. И. Чайковский «Детский альбом» и т. д.

Не программная музыка – это инструментальная музыка, не имеющая конкретного названия: концерт, квартет, квинтет, соната, симфония.

Например: В. Моцарт «Симфония - соль минор № 40», Все произведения Шопена,

П. Чайковский «Мазурка», А. Гречанинов «Вальс, Д. Шостакович «Марш».

А вот «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского или «Пасторальная симфония» Л. Бетховена - программное произведение.

Пользуясь репертуаром из программы «Музыкальные шедевры»

приведите пример программного и не программного произведения … (по секторам).

Важно отметить, что название пьесы, даже если это программное произведение всегда необходимо сообщать детям перед её слушанием.

Вы, конечно, знаете симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк», которое является ярким образцом программного произведения.

Каждый персонаж имеет свой характер, настроение, чувства, эмоции, выраженные в музыке, о которых мы беседуем на первом занятии.

Беседа по теме «О чём рассказывает музыка» ведётся на втором занятии, но изобразительные моменты всегда связываются с характером, настроением и чувствами, выраженными в музыке.

Возьмём персонажей - Утка, Птичка, Кошка. Выбирайте себе по одному персонажу. Прикрепляйте на мольберт.

Слушайте задание:

Сейчас прозвучат темы – лейтмотивы, каждого из персонажей. Вы послушаете и ответите на вопросы:

- Какое настроение у музыки, какие чувства выражает музыка?

- О чём рассказывает музыка? Т. е. характер музыки (эмоции) нужно связать с изобразительными моментами. Пользуйтесь словарём эстетических эмоций.

Звучат фрагменты симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»

1.«Утка», 2.«Птичка», 3 «Кошка».

Ответы

Утка. В музыке слышно кряканье, музыка передаёт неуклюжую походку. Утка ходит, переваливаясь с боку на бок. Музыка изображает припадание в походке то на одну, то на другую ногу.

Птичка. Слышно как птичка летает, чирикает, свистит, машет крылышками.

Кошка. Слышится, как мягко передвигается кошка. Она охотится на птичку, хочет её сцапать. Кошка, двигается крадучись, осторожно, ловко.

Таким образом, на втором занятии отвечая на вопрос «О чём рассказывает музыка мы связываем изобразительность с характером, настроением и чувствами, выраженными в музыке, которые могут меняться на протяжении произведения.

Третья тема, определяющая

порядок усложнения беседы о музыкальном произведении :

Как рассказывает музыка?

Это характеристика средств музыкальной выразительности. Знакомство с музыкальным языком.

Средства музыкальной выразительности - Это способы создания музыкального произведения, а так же средства, помогающие предельно чётко и ясно выразить в музыке свои чувства и переживания.

Следующее задание:

Пользуясь таблицей «Средства музыкальной выразительности» и картинками с изображением музыкальных инструментов, расскажите;

- Какие средства музыкальной выразительности помогли создать музыкальный образ персонажей. Т. е. Как рассказывает музыка?

- Свяжите средства музыкальной выразительности с настроением музыки и изобразительными моментами. Все три темы.

В симфонической сказке «Петя и волк», композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев.

Флейта - высокий, светлый голос.

Гобой - имеет немного гнусавый голос, пониже, чем у флейты.

Кларнет. Звук кларнета мягкий, осторожный.

Валторны – звук низкий, грозный, устрашающий.

Фагот – низкий, ворчливый.

Литавры – громкие, напоминают грохот выстрелов.

Струнные – добрые, звонкие.

Таким образом, три темы:

Какие чувства выражает музыка?

О чем рассказывает музыка?

Как рассказывает музыка?

- не используются поочерёдно, а наслаиваются одна на другую на каждом последующем занятии. Первая тема является ведущей, сквозной. Определение эмоционально – образного содержания произведения является важной частью беседы, в процессе которой дети связывают моменты программности и изобразительности, а так же средства музыкальной выразительности с характером музыки.

Метод контрастного сопоставления

Создавая образ героев сказки, композитор часто использует марш, он является ведущим жанром в сказке: Тема Пети, Дедушки, Волка, Охотников, Торжественное шествие всех героев. Но, характер этих маршей совершенно разный. Эти марши можно сравнить между собой методом контрастного сопоставления.

Метод контрастного сопоставления – это когда сопоставляются контрастные произведения одного жанра (как в данном случае) – разнохарактерные марши, пьесы с одинаковыми названиям, например: М. Красен. Кукушка, А. Аренский. Кукушка, К. Сен-Санс. Кукушка в чаще леса. : контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков, например: А. Лядов. Дождик, дождик, Д. Кабалевский. Грустный дождик; сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения — оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано.

Ещё одно задание:

- Выбирайте персонажей (Петя, Дедушка, Охотники).

- Послушайте марши и сопоставьте их, по характеру звучания.

Звучат фрагменты симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Петя, Дедушка, Охотники, Волк.

Тема Пети — веселая. Его походка даже подпрыгивающая, легкая, быстрая.

Тема дедушки — это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный. Дедушка ходит с трудом.

Охотники - марш шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

Тема волка тоже немного похожа на марш. Она передает его грозные шаги. Заканчивается сказка тоже маршем — торжественным шествием всех героев сказки.

Контраст между музыкальными произведениями так же можно выразить приёмами активного слушания. Предлагаю немного размяться. Берите всех персонажей и выходите на нашу площадку.

Герои выходят.

Я буду читать сказку, а вы, пользуясь методом моторно-двигательного уподобления, изобразите своего персонажа. Итак:

«Торжественное шествие».

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами)Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством восприятия классической музыки»
Опубликовано: 3 марта 2020 в 12:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством восприятия классической музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Сёмина Юлия (УИ 428971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД