Зарина Додхудоева
Формирование образа семьи у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – живые цветы земли» - так поэтично выразил глубокую мысль М. А. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье : родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей.
Самое большое сокровище в жизни - это семья.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Темочки:
На сегодняшний день отмечается динамичное изменение нашего общества, забываются и обесцениваются многие традиции семейного воспитания, чаще встречаются случаи распада семей, изменяется роль родителей в процессе первичной социализации, духовно-нравственном воспитании, отмечается тенденция отстранения членов семьи от ответственности за ребёнка, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Эти негативные факторы накладывают отпечаток на процесс формирования личности ребенка, а также на развитие общества.
Формирование семейных ценностей у дошкольников является одной из приоритетных задач воспитания. Как было уже сказано, семья играет ключевую роль в развитии личности ребенка. Но, надо отметить, что формирование у дошкольников семейных ценностей возможно во взаимодействии семьи с дошкольной образовательной организацией, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
Важным инструментом в этом процессе становится игровая деятельность, которая помогает ребенку не только лучше понять роль семьи, но и осознать важность таких ценностей, как любовь, взаимоуважение, забота и ответственность. Через игру дети получают возможность моделировать семейные ситуации, изучать роли членов семьи и развивать навыки общения.
Целью нашей работы явилось формирование у детей понятия «семья» посредством игровой деятельности.
Согласно цели мы поставили следующие задачи:
создать новые компоненты развивающей предметно-пространственной среды в группе;
способствовать развитию у ребенка уважительного отношения к родным, понимать значимость семьи;
развивать речевые способности детей;
помочь детям усвоить термины родства, сформировать представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье;
укрепить связи между детским садом и семьями воспитанников, повысить активность участия родителей в жизни группы.
Понимая, что игровая деятельность обладает уникальным потенциалом для формирования семейных ценностей, так как она позволяет ребенку проживать разные аспекты семейной жизни в безопасной, интересной и творческой форме, мы организовывали различные игры. Например, наши воспитанники с удовольствием принимали участие в сюжетно-ролевых играх, таких как «Семья», «Приготовим праздничный обед», «У бабушки в гостях», игровые действия давали детям возможность «примерить» на себя роли мамы, папы, бабушки или брата, понять их функции и задачи. В процессе игры дети учились заботиться о куклах, «готовить» еду, решать бытовые проблемы, это развивало у них чувство ответственности и уважения к труду родителей.
Для углубления темы семейных ценностей мы организовывали игры, связанные с семейными традициями, такие как «День рождения», создавали «семейный ужин» из игрушечных продуктов. Например, совсем недавно мы разыгрывали обычай празднования Нового года. Такие игры способствуют эмоциональному сближению детей с их семьями и формируют позитивное отношение к традициям. Мы старались поддерживать инициативу детей, задавали вопросы о том, как праздники проходят у них дома, это помогло им осознать значимость семейного единства.
Не менее эффективны были совместные игры с участием родителей. Например, организация праздника «Наша дружная семья» на территории детского сада позволила объединить детей и их родителей в решении интересных задач. В процессе такого мероприятия дети чувствовали поддержку со стороны взрослых, а родители - радость от взаимодействия с ребенком в игровом формате. Другой пример - создание семейных альбомов, где каждая семья придумывала свой формат альбома, который отражает их уникальные традиции и увлечения. Это помогло детям лучше понять свою принадлежность к семье и гордиться ею.
Игровые творческие задания также играли важную роль в развитии семейных ценностей. Мы предлагали детям и родителям придумать и нарисовать «дерево семьи», где каждая ветвь будет символизировать членов семьи, их качества или любимые занятия. Это игровое творческое задание позволило детям осознать важность каждого члена семьи и почувствовать их взаимосвязь.
Мы использовали игры на составление рассказов или сказок о дружной семье, которые дети придумывали самостоятельно или вместе с воспитателем.
Одной из интересных форм работы явилось использование дидактических и подвижных игр. Например, дидактическая игра «Кто чем помогает дома?» помогла детям осознать, что семья - это коллектив, в котором каждый имеет свои обязанности. В рамках игры дети придумывали, как они могут помогать дома: поливать цветы, накрывать на стол или собирать игрушки. Для закрепления этого мы предлагали родителям организовать дома «день помощника», где ребенок на практике реализовал свои игровые идеи.
Дидактическая игра «Скажи ласково» помогала в развитии разговорной речи детей, они подбирали ласковые слова для своих близких.
Мы предлагали вспомнить, как в семье друг друга называют ласково, нежно. Задавали вопрос: «Как можно назвать ласково?» (Мы называли первое слово, дети продолжали)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.
Загадывали детям загадки:
Целует, обнимает,
К сердцу прижимает.
Одежду покупает,
Готовит и стирает.
Все она умеет,
Всех она жалеет.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же это? (мамочка моя). Старый он и седой,
С белой он бородой.
Папу сыном зовет, когда в гости придет.
Угадай, как зовут
Его внуки всегда?
Угадал? Подсказать тебе, да?
Это любимый, родной
Старенький… (дедушка) мой!
Кто в семье высокий, смелый,
Самый умный и умелый? (папа)
Мамина мама с нами живет.
Маму она дочкой зовет.
Как угадай, зову ее я?
Это любимая… (бабушка) моя!
Важно отметить, что эмоциональное сопровождение игровой деятельности имеет огромное значение. Во всех играх, в том числе и связанных с семейными ценностями, мы старались, чтобы дети чувствовали нашу поддержку, радость и безопасность. Если дети разыгрывали конфликтные ситуации, мы аккуратно направляли игру так, чтобы её завершение было позитивным, дети, на таком примере, учились разрешать споры мирным путем.
В своей работе мы используем интерактивную панель «Робик», ее наполнение позволяет проводить различные игры по теме «Семья».
Также в своей работе мы используем авторское пособие Лэпбук «Моя семья». Работа с пособием также помогает формированию и закреплению представлений детей о своей семье.
Для укрепления семейных ценностей через игровую деятельность большое значение имеет сотрудничество с родителями. Мы организовывали совместные мероприятия: создание альбомов «Наша семья», привлекали родителей к участию в ролевых играх, праздниках - всё это помогло нам наладить более тесный контакт между детским садом и семьей. Мы предлагали родителям включать игровые элементы в домашнее взаимодействие: например, вместе с ребенком организовывать «праздничные концерты» или театральные постановки.
Таким образом, игровая деятельность является мощным инструментом для формирования семейных ценностей у детей среднего дошкольного возраста. Она способствует развитию у ребенка уважительного отношения к родным, понимания значимости семьи и чувства ответственности за неё. Благодаря совместным играм, вовлечению родителей и созданию эмоционально благоприятной атмосферы мы помогаем детям не только лучше понять роль семьи в их жизни, но и укрепить связи между детским садом и родительским домом.
Список литературы
1. Буланова Д. Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности // БГЖ. 2017. №2 (19). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-doshkolnikov-semeynyh-tsennostey-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti
2. Иванова Н. В. Изучение представлений дошкольников о семье как компонента детской картины мира // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy-doshkolnikov-o-semie-kak-komponenta-detskoy-kartiny-mira
3. Токарева Л. О. Ценностная основа нравственного воспитания детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-osnova-nravstvennogo-vospitaniya-detey
4. Юревич С. Н, Москвитина Е. П. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Инновационная наука. 2015. №11-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov