Кузнецова Анастасия
Формирование навыков творческого пересказа и рассказывания посредством использования карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы с картами Проппа
Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
Формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком русского народа
Обогащение активного словаря
Активизация устной связной речи
Формирование умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев
Знакомство с художественной литературой, книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Развитие активность личности,
Публикация «Формирование навыков творческого пересказа и рассказывания посредством использования карт Проппа» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитание эмоциональной отзывчивости к сюжету и героям сказок
Пояснительная записка:
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры. Может быть, поэтому все больше детей не умеют правильно высказать свою мысль, построить развернутый ответ, пересказать текст своими словами, составить сюжетный или описательный рассказ. А ведь это так необходимо в школе. Кроме того, это затрудняет общение, отрицательно влияет на мыслительную деятельность и ведет к изменениям в эмоциональной сфере детей.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать пассивную речь детей, обогащать их активный словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы
Карты Проппа являются средством, пробуждающим в детях познавательную активность, и относятся к инновационной технологии наглядного моделирования. А также способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок.
Практическая значимость: Использование в работе Карт Проппа стимулирует развитие психических процессов: внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств. В процессе работы с картами Проппа обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается словарь. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. У детей развивается не только монологическая речь, но и поддерживается детская познавательная инициатива. Дети лучше и быстрее запоминают содержание сказок, последовательность событий в сказке, могут сочинять свои сказки.
Особенности работы из опыта:
Целесообразность карт Проппа состоит и в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Карты, которые придумал Владимир Яковлевич Пропп это своеобразные схемы, на которых изображён условный рисунок, по которому дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определённое событие сказки. Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
В процессе работы по картам Проппа изначально, на первом этапе я знакомлю детей с жанром литературных произведений – сказкой, определяем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки:
Присказка
Повествование
Концовка
В подготовительной (второй этап) и непосредственной работе использую дидактические игры
«Чудеса в решете» - вспоминаем различные чудеса, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
«Волшебные слова» вспоминаем сказочные приговоры, слова, используемые героями сказок
«Что в дороге пригодится» – вспоминаем, какие волшебные средства помогали героям сказок
«Узнай героя» – выявляем позитивные и негативные черты характера героев.
«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.
«Четвертый лишний» – определение лишнего сказочного предмета
«Бюро находок» –составляем описательные рассказы
«Сказочный словарь» придумываем новое небывалое слово и по возможности объясняем его: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка и другие игры.
Следующий этап – непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Постепенно знакомлю детей с значениями карт. Читаю сказку, сопровождая выкладыванием карт Проппа (схематическими изображениями). Когда дети достаточно хорошо запомнили несколько карт, предлагаю им выполнить такие задания, как:
- выставить карты по ходу сюжета
- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
- определить отсутствие знакомой карты
- отделить лишнюю карту
На четвертом этапе дети учатся пересказывать сказки, опираясь на карты Проппа. Для этого по прочтении сказки, мы с детьми определяем основные моменты сказки выстраиваем схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.
Цель применения данной технологии:
Создать условия для развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников пересказу и составлению сказок по картам Проппа.
Задачи:
Расширять и активизировать словарный запас детей
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей
Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев
Развивать интерес к художественной литературе, как образцу
речи
Развивать внимание, восприятие, память, фантазию, воображение
Обогащать эмоциональную сферу детей
Возможность применения данной технологии другими педагогами:
технология проста в реализации,
не требует дополнительного длительного или дорогостоящего обучения.
проста в изготовлении – т. е. необходимо изготовить карты со схемами.
очень много материала по картам Проппа имеется в доступе, в сети Интернет.
для использования данной технологии не требуется вводить специальные занятия, дополнительные занятия, достаточно вводить карты на НОД по чтению художественной литературы или в деятельности по вечернему чтению.
План работы по технологии «Формирование навыков творческого пересказа и рассказывания посредством использования карт Проппа»
№ п/п Наименование деятельности Цели деятельности
Сентябрь
1 Изучение материала по картам Проппа
Изготовление карт
Изготовление наглядного материала, создание обучающей среды
Октябрь
2 Чтение сказок близких по сюжету: «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа Метелица» Цель: учить находить сходство и различие в сюжетах разных сказок
Д. И «Почему так назвали героя сказки» Цель: формировать представление о происхождении имен
3 Беседа
«Что такое присказка» Цель: знакомить детей с понятиями присказки, зачина сказки
Беседа «Как закончить сказку» Цель: знакомить детей с понятиями концовки сказки. Создать условия для придумывания детьми концовок сказки
Игра драматизация
«Каким героем сказки я хочу быть» Цель: учить детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться
4 Чтение русской народной сказки
"Курочка ряба"
Цель: познакомить детей со значением карт Проппа на примере знакомой сказки: «Жили-были», «Особое обстоятельство», «Появление друга – помощника», «Счастливый конец»
Дидактическая игра «Чудеса в решете» Цель: способствовать выявлению происходящих в сказках различных чудес: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточнить волшебные слова, предметы и их действие.
5 Чтение русской народной сказки "Маша и медведь"
Цель: продолжать знакомить детей со значением карт Проппа на примере знакомой сказки: «Герой покидает дом», «Герой возвращается домой», «Способ достижения цели».
Дидактическая игра «Найди ошибку» Цель: продолжать учить понимать значение карт Проппа и подбирать их в соответствии с содержанием сказки
Ноябрь
1 Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» Цель: познакомить с картами Проппа : «Преследование», «Спасение от преследования», «Герой покидает дом», «Герой возвращается домой»
Беседа «Кто на свете всех добрее? Кто на свете всех злее?» Цель: выявить злых и добрых героев сказок. Подвести к пониманию того, что в сказках необходимы и положительные и отрицательные персонажи.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» с самостоятельным выкладыванием карт Цель : формировать умение самостоятельно подбирать знакомые карты Проппа по содержанию сказки
Дидактическая игра «Сказочная цифра» Цель: дать представление об использовании в сказках приема троекратного повторения
3 Чтение сказки Б. Гримм «Горшочек каши» Цель: найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке. Познакомить с картами Проппа : «Получение волшебного средства»
Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?» Цель: учить придумывать новые предметы-помощники на основе анализа волшебных сказочных предметов.
4 Чтение русской народной сказки «Жихарка». Сравнение ее со сказкой «Кот, петух и лиса» Цель: формировать умение анализировать сюжет сказок, находить сходства и различия. Упражнять в использовании карт Проппа
Дидактическая игра «Действия героя»
Цель: формировать представления о разнообразии действий сказочных героев. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Декабрь
1 Чтение сказки Ш. Перро «Золушка» Цель: познакомить с новыми картами Проппа : «Герою дается новый облик», «Узнавание героя», продолжать учить выкладывать карты Проппа по ходу сюжета сказки
Дидактическая игра «Подбери карту к картинке из сказки» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
2 Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: познакомить с новыми картами Проппа : «Появляется ложный герой», «Разоблачение ложного героя». Учить конструировать старую сказку на новый лад
Дидактическая игра «Отгадай, какой карты не хватает?» Цель: формировать умение работать с картами Проппа
3 Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: учить пересказывать сказку с опорой на знакомые карты Проппа
Беседа «Заветные слова» Цель: учить вычленять самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, приговоры)
4 Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» Цель: познакомить с новыми картами Проппа : «Герою дают сложное задание», «Герой выполняет задание», «Герой вступает в битву с врагом», «Враг оказывается поверженным»
Дидактическая игра «Подбери карту к отрывку из сказки» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
Январь
2 Пересказ русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Цель: учить пересказывать знакомую сказку с опорой на карты Проппа
Беседа «Сказочные картинки» (рассматривание иллюстраций картин художников) Цель: продолжать знакомить с работами художников. Показать разнообразие выразительных средств для изображения сказок
3 Пересказ русской народной сказки «Кривенькая уточка» Цель: упражнять в пересказе сказки с опорой на карты Проппа.
Игра – занятие «Превращение сказки» Цель: показать детям, что сюжет сказки может быть изменен (введение нового героя, исключение какого-либо события, появление волшебного предмета и т. п.). Развивать творческое воображение детей.
4 Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» Цель: продолжать учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Учить вносить изменения в ход сказки.
Дидактическая игра «Конструктор волшебных предметов» Цель: развивать творческое воображение детей.
Февраль
1 Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: продолжать учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Учить вносить изменения в ход сказки.
Дидактическая игра «Подбери карту к отрывку из сказки» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
2 Пересказ сказки Ш. Перро «Пряничный домик» Цель: продолжать учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Учить вносить изменения в ход сказки.
Дидактическая игра «Найди ошибку в расположении карт» Цель: продолжать формировать умение работать с картами Проппа. Продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
3 Игра-занятие «Придумай другой конец сказки» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки. Развивать творческое воображение
Дидактическая игра «Найди карту» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
4 Пересказ сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: продолжать учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Учить вносить изменения в ход сказки.
Викторина «Путешествие по тридевятому царству» Цель: учить определять место действия сказок.
Март
1 Игра-занятие «Сочиняем сказку» (4 заданные карты) Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки
Дидактическая игра «Скажи по-другому» Цель: формировать образную речь детей. Учить задумываться о значении используемых в тексте слов
2 Игра-занятие «Сочиняем сказку» (4 заданные карты с другими функциями) Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки
Дидактическая игра «Найди карту» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
3 Игра-занятие «Сочиняем сказку» (дети сами выбирают 4 карты) Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки
Дидактическая игра «Конструктор волшебных предметов» Цель: развивать творческое воображение детей.
4 Игра-занятие «Сочиняем сказку» (6 заданных карт с использованием «Конструктора волшебных предметов») Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки.
Дидактическая игра «Найди ошибку в расположении карт» Цель: продолжать формировать умение работать с картами Проппа. Продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки
Апрель
1 Игра-занятие «Сочиняем сказку» (дети сами выбирают 5 карт и по желанию используют «Конструктора волшебных предметов») Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки. Развивать творческое воображение
Дидактическая игра «Отгадай сказку» Цель: продолжать учить соотносить карты Проппа с сюжетом сказки. Развивать логическое мышление.
2 Игра-занятие «Сочиняем сказку о животных» (дети сами выбирают 5 карт и героев сказки) Цель: учить использовать карты Проппа для составления своей сказки. Развивать творческое воображение.
Рисование картин к понравившейся сказке Цель: продолжать учить воплощать сюжет сказки в рисунке
3 Игра-занятие «Сочиняем сказку о людях» (дети сами выбирают 5 карт и героев сказки) Цель: упражнять в использовании карт Проппа для составления своей сказки. Поощрять использование в речи образных выражений. Развивать творческое воображение.
Дидактическая игра «Бюро находок» Цель: уточнить знания детей о сказках, их разнообразии
4 Викторина «Мир сказок» Цель: обобщить знания детей о сказках, упражнять в использовании карт Проппа
Май
Сочинение сказок Цель: упражнять в использовании карт Проппа для составления своей сказки. Поощрять использование в речи образных выражений. Развивать творческое воображение
Отличие и особенность Карт Проппа
На первый взгляд может показаться, что карты Проппа – это аналог мнемотаблиц. На самом деле это совершенно разные технологии. При работе со знаково-символической функцией мнемотаблиц у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети самостоятельно могут находить ассоциации к схемам, что способствует развитию детского воображения и творческого мышления.
Для совместной работы с детьми по данной технологии были изготовлены карточки-схемы : демонстрационные (большего размера) и раздаточные (меньшего размера). При первом знакомстве с картами используются только демонстрационные карты. Это период запоминания символов и значения каждой карты. Карты вводятся постепенно, с опорой на сюжеты простых, знакомых детям сказок. Сказки обязательно должны быть знакомы детям, чтобы сюжет не отвлекал от знакомства со смысловым значением карт. Когда дети начинают ориентироваться в 5 - 6 картах, в работу вводится раздаточный материал. С помощью него дети могут отвечать на вопросы (показывая картинку, самостоятельно выкладывать схематичный сюжет сказки одновременно с воспитателем, составлять схемы сюжета своей сказки.
Успешность в освоении технологии: опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия карт, работают активно и эти занятия им очень нравятся. У ребят возникает ощущение, что они могут управлять сказками, им интересно отгадывать значение карт в отдельно взятой сказке.
Когда изучено достаточно много карт, дети могут самостоятельно конструировать сказки, используя своих героев, свои волшебные средства, своих злодеев и помощников.
В работе с детьми хорошо помогает картотека дидактических игр, составленная для работы с картами Проппа (приложение № 1).
Очень эмоционально воспринимается детьми игра «Конструктор волшебных предметов», в которой обыденные для нас предметы могут стать волшебными. Эта игра способствует развитию фантазии и учит детей видеть необычное в обычном.
Включая этно - культурный компонент в процесс работы по картам Проппа, я подготовила проект «Сказки – сестры» (приложение № 2, в котором вместе с детьми мы сопоставляли коми народные сказки со сказками разных народов.
Таким образом, в процессе работы над развитием связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки через методику В. Я Проппа, я ощутила повышенный интерес детей к словотворчеству.
С помощью карт дети стали легче запоминать и пересказывать тексты сказок. Карты Проппа позволяют детям удержать в памяти большое количество информации. Им нравится быть в центре творческой деятельности, становиться создателями сказочных произведений.
Этот процесс увлекает детей и повышает интерес к сочинению собственных сказок, что благотворно влияет на развитие связной речи.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда:
В центре «Развитие речи» подобраны различные игры по формированию у детей связной речи и обогащению активного словаря, сюжетные и предметные картинки, альбомы, пазлы, тематическое домино, кубики с изображением известных детям сказок, а также карты Проппа находятся в свободном доступе для детей.
В книжном уголке дети могут взять различные (в соответствии с возрастом) книги со сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания.
В группе есть «Центр театра», где расположены пальчиковый, теневой, настольный, плоскостной магнитный театр, куклы Би-ба-бо, в уголке ряжения дети берут для обыгрывания элементы костюмов и маски. Всё это расположено в доступном для детей месте. В самостоятельной деятельности дети используют все это по своему усмотрению.
Работа с родителями
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по развитию у детей связной речи. Я использую как традиционные, так и инновационные формы работы.
Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (приложение № 3).
Клуб родителей и детей «Волшебство сказки» действует с начала учебного года. Работа клуба способствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по развитию у детей.
Дети совместно с родителями читают сказки, иллюстрируют их своими рисунками, отгадывают загадки. В связи с эпидемиологической ситуацией мы не можем приглашать родителей для проведения мероприятий в группе. Поэтому работа ведется в формате домашних заданий и видеоотчетов.
Родительские собрания используются для организации, объединения родителей и просветительской деятельности. (приложение № 4)
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Как научить ребенка любить книгу» «Растим будущего читателя, «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах как научить ребенка любить слушать сказки и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу.
На помощь в размещении наглядного материала приходят ИКТ. В закрытой группе ВКонтакте «Созвездие» родители могут ознакомиться с советами и консультациями по данной тематике.
Успешной формой работы стало использование игротеки. В группе ВКонтакте я предлагаю родителям правила речевых игр, в которые можно играть дома с ребенком; видео игр в группе (как образец). Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.
День открытых дверей. До введения ограничений большой популярностью у родителей пользовался день открытых дверей. Такая форма работы способствует формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, а демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы с детьми, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Выставки поделок, рисунков по изученным сказкам.
Результат работы с картами Проппа
Дети:
- умеют определять жанр произведения
- могут запоминать последовательность событий в сказке, выделять основное ее содержание
- умеют выстраивать схему содержания сказки
- умеют выражать мысли сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями
- чувствуют красоту и образность родного языка
Перспектива
В дальнейшем я планирую продолжать работу с детьми, используя инновационные приёмы, в частности карты Проппа, для развития связной речи при ознакомлении и работе со сказкой. Полученный опыт позволяет мне корректировать проведение занятий и игр с детьми и использовать новые приемы.
Список используемых материалов :
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/23/opyt-raboty-s-kartami-proppa
https://www.maam.ru/detskijsad/karty-propa-iz-opyta-raboty.html
https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-kart-proppa-v-razvitii-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-5122923.html