Папки-передвижки

Формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов

Русанова
Формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков счёту у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов.

В работе по формированию количественных представлений в подготовительной к школе группе выделяются следующие направления:

Публикация «Формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов» размещена в разделах

1) развитие счетной, измерительной деятельности: точности и быстроты счета, воспроизведения количества предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности;

2) совершенствование умений сравнивать числа, понимание относительности числа: при сравнении чисел 4 и 5 получается, что число 5 больше, чем 4, а при сравнении чисел 5 и 6 - 5 меньше 6. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составление чисел до 5 из двух меньших;

3) формирование представлений об отношениях «целое - часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов, при делении предметов на равные части, в ходе измерения условной меркой;

4) увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычитания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу. В подготовительной к школе группе в процессе формирования количественных представлений у детей совершенствуются умения, сформированные в процессе обучения детей в старшей группе. Дошкольники выполняют различные практические действия, сравнивают группы предметов, числа на наглядной основе и устно определяют равенство нескольких групп по числу (столько же, такое же число, делают вывод о неравенстве (если одних предметов меньше, то других больше). Они упражняются в точном и кратком выражении мыслей, развернутом пояснении способов действий, обосновании полученного результата. В процессе формирования количественных представлений у старших дошкольников я, использую разнообразные методы и приёмы обучения и развития логического мышления:

1) практические;

2) наглядные;

3) словесные;

4) игровые.

При выборе способов и приемов работы учитываю ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых количественных представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение к тем или иным методам, конкретные условия и т. д. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода и приёма формирования количественных представлений, определяющими являются программные требования.

Одна из основных проблем проведения работы по формированию числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин:

1) потенциальные возрастные возможности современного ребёнка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать уже в старшем дошкольном возрасте;

2) целесообразно использовать средства логического мышления и развития логических мыслительных операций (синтеза, классификации, обобщения и других) в содержание и методику формирования понятия количества у детей старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми подготовительной группы при формировании количественных представлений продолжаю работа по усвоению детьми понимания численности (количественная характеристика) множеств, способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения и использования логических операций сравнения, синтеза, классификации. Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ. В процессе применения мною разнообразных способов логического сравнения предметных множеств дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента, упражняются в формулировке логических выводов по результатам измерения. Формируя количественные представления детей, учу отсчитывать количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в проведении логических действий - обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) на основе восприятия различными анализаторами. Дети знакомятся с количественным составом чисел из единиц в пределах 10 на конкретных предметах и в процессе измерения, что уточняет и конкретизирует представление о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел.

Продолжая формирование у детей счетной деятельности, провожу дальнейшее развитие представлений о числах через игровые приёмы, такие как: с помощью палочек Кюизенера, игра «Ступеньки». Закрепление умения называть числа «соседей», сравнивать смежные числа, устанавливать логические связи и закономерности, развитие глазомера. В подвижных играх с помощью считалки дети закрепляют счёт.

Дети овладевают умением оперировать числами в разных условиях, независимо от внешних особенностей объектов. Для развития у детей представлений о последовательности натуральных чисел в ходе обучения количественному счету показываю способ получения числа, большего на 1 (а затем и меньшего, путем прибавления к данному числу единицы, практически же добавляя один предмет. В процессе обучения счету и измерению у детей формируются представления о последовательности чисел, способе получения каждого из них в пределах 10, отношениях между числами. В дальнейшем на протяжении года эти знания осмысливаются детьми и приобретают форму речевого выражения, постоянно упражняя детей в умении делать выводы по результатам деятельности. Ознакомление с цифрами как знаками для обозначения чисел не представляет для детей особой трудности. В представлении детей цифра ассоциируется с конкретным признаком объекта, закрепляется за ним, например номером квартиры. На определенном уровне сформированности представлений о числе по мере накопления опыта в распознавании количеств цифра, ее значение, назначение отождествляется с числом, то есть служит показателем количественной стороны множества. Детей учат считать предметы по порядку в пределах 10 со сменой направления счета. Считают по порядку слева направо, справа налево в зависимости от заданных условий (направление движения, предметный ориентир, практическая необходимость). При этом необходимо учить детей делать логические обобщения: например, при счете в прямом и обратном порядке данное количество предметов не меняется.

В процессе обучения порядковому счету использую различный наглядный материал, который помогает детям овладевать логическими операциями: объекты, расположенные в порядке убывания или возрастания по величине, отличающиеся по качественным признакам, или однородные. Одно и то же множество предметов упорядочивают по различным отношениям порядка. Вопросы заданные мною направляют внимание детей на выделение признаков предметов, порядка следования, общего количества: «Который?» «Какой по счету?», «Кто?», «Какого цвета?», «Сколько?».

С помощью наглядного материала создаю ситуации, в которых есть необходимость определения порядка следования и применения той или иной логической операции: дети идут на прогулку, возвращаются с прогулки в другой последовательности; сопоставляя общее количество кукол и подарков для них, определяют, что получила в подарок шестая кукла, сколько всего подарков раздали, которая кукла получила в подарок конфету. В дальнейшем определяют порядок расположения рядов и столбцов в сериационном ряду, «числовой лесенке», порядок следования дней недели. По мере освоения порядкового счета провожу упражнения на однородном материале: «Какой по счету этот (указываю) мишка? Покажи седьмого мишку. Надень шапку на пятого». Детей учу считать в приделах 10, продолжаю знакомить с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе). На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжаю формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Например, на счетной линейке раскладываю две группы предметов в ряд: на верхней полоске – пять ромашек, на нижней – пять васильков. Сравниваем и пересчитываем ромашки и васильки, дети убеждаются, что их поровну. Затем добавляем одну ромашку. Пересчитав и сравнив ромашки и васильки, дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков – меньше. Я, обращаю внимание на то, что образовалось новое число «шесть». На основании логического сравнения делаем вывод: оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к числу пять прибавили еще один.

Параллельно с показом образования числа детей знакомлю с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, я предлагаю детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами.

В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, представлен в виде звуков, движений. При выполнении этих заданий важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять. С большим интересом дети выполняют задания предусматривающие счет предметов и использование логических операций сравнения, анализа, синтеза, классификации в логических играх: «Считай дальше», «Считай – не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Сколько», «Посчитай мячи». Эти математические игры предусматривают необходимость сравнения последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале, сравнения два множества, проводя классификацию больших и меньших чисел по отношению к заданным, развивают умения из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравнивая две группы предметов, детей подвожу к самостоятельному логическому выводу: шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один, это значит, число шесть должно стоять после числа пять, число пять должно стоять перед числом шесть.

Продолжая работу, по формированию количественных представлений уточняю представления детей о том, что количество предметов не зависит от их величины предметов, от расстояния и пространственного расположения. На наглядном примере с помощью логических операций сравнения, обобщения, классификации можно показать, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких больше, чем больших, а также больших и маленьких может быть поровну. Для этого детей учу считать предметы, расположенные по вертикали, кругу, в виде числовых фигур.

Работа над усвоением порядкового счета в пределах десяти заключается в обучении детей различению порядковому и количественному счету. Детям на наглядных примерах показываю, что используя количественный счет, можно ответить на вопрос: «Сколько?» определив, сколько всего предметов, что результат счета остается неизменным независимо от направления счета. Считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны надо начать счет, так как именно от этого зависит результат счета. Если дети пересчитывают десять предметов слева направо, то матрешка будет вторая, а если считать справа налево, то та же самая матрешка будет девятая. Дети должны научиться правильно, отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Как у старших дошкольников необходимо «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе. Умение детей различать порядковый и количественный счет закреплять в упражнениях и дидактических играх: «Какой игрушки не стало?», «Кто первый?». В настоящее время в моей практике работы с детьми я применяю следующие средства формирования количественных представлений: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины; изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках; графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

Таким образам: процесс формирования количественных представлений старших дошкольников провожу в направлениях развития счетной, измерительной деятельности, совершенствования умений сравнивать числа, понимать относительность числа, развития представлений об отношениях части и целого, навыков увеличения и уменьшения чисел, проведение подготовки к усвоению арифметических действий сложения и вычитания, на основе приобретенных знаний детей на предыдущих этапах математического развития, использование методов наглядности, словесные и игровые методы, обучение детей точному и краткому выражению своих мыслей, умению строить развернутое высказывание и обосновать полученный результат с учетом возрастных возможностей детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 20:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов» (включая файлы) размещена пользователем Русанова (УИ 2785312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД