Мурашова Наталья
Формирование навыков и привычек культурного поведения
▼ Скачать +Заказ
Культура поведения – это одно из направлений в нравственном развитии ребенка. Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культруно-гигиенические навыки и привычки.
Публикация «Формирование навыков и привычек культурного поведения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, книгам, вещам. Дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда.
Особенно следует выделить воспитание навыков культуры поведения на занятиях. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному труду. Поведение детей на занятиях во многом зависит от того, как
максимально благоприятных условий, положительно влияющих на организованность и дисциплинированность детей. И здесь все имеет значение: удобно ли сидят дети, как подготовлены пособия и т. п.
Элементарные навыки культуры поведения на занятиях ребенок приобретает, начиная уже с I младшей группы. Детей учат спокойно сидеть, слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.
Со II младшей группы у детей формируются эелементарные навыки совместной учебной деятельности: умение внимательно слушать объяснения воспитателя; участвовать в беседе, вместе слушать музыку и т. д., при этом педагог учит детей не мешать друг другу, не шуметь, спокойно вести себя.
В средней группе детей учат умению слушать педагога, всети себя сдержанно, говорить по очереди, на вопросы отвечать тому, кого вызвал воспитатель, а остальные слушать, не выкрикивать и не тянуть руки, а дождаться когда вызовут.
В средней группе воспитатель предъявляет к нпм новые требования, направленные на формирование уважения к товарищам. Воспитатель должен быть постоянен в своих требованиях, в результате чего дети систематически упражняются в умении вести себя на занятиях, их поведение начинает приобретать более устойчивый характер.
Требования к старшим дошкольникам качественно изменяются. Особое внимание воспитатель обращает на формирование у детей стремления беречь материалы, пособия, вещи, инструменты. При этом педагог связывает свои требования с воспитанием у ребенка привычки беречь имущество детского сада, свои личные вещи, уважительно относиться к труду взрослых. Раскрывая нравственные мотивы требований, воспитатель добивается от детей более осмысленного их выполнения. Воспитатель советует и родителям создать дома условия для занятий детей: выделить полку или шкафчик, где ребенок мог бы хранить учебные материалы, книги, карандаши, краски и т. д.
Воспитатель в беседе с родителяи раскрывает значение этих правил в формировании у них нравственно-волевых качеств, выдержки, усидчивости, организованности, ответственного отношения к учебе.
Одним из компонентов культурного поведения являетсякультура общения, которая предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со свзрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Ребенка надо научить замечать состояние других людей, он должен понимать, когда можно побегать, а когда нельзя, потому что в определенный момент и в определенной обстановке такое поведение недопустимо. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, так как культура речи – важное орудие борьбы за общую культуру человека. Поэтому важно культуру общения воспитывать в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности, в играх.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и норамами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Неряшливый человек, как правило, небрежен и в работе.
Культура еды – тоже относится к гигиеническим навыкам. Дети с дошкольного возраста должны усвоить определенные правила: не ложить локти на стол во время еды; есть с закрытым ртом; не спеша, тщательно пережевывать пищу; правильно пользоваться столовыми приборами.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний вид, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим и прежде всего к детям – важный пример для подражания.
Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка.
Важный залог успеха в воспитании культруного поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещения детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для трудовой деятельности детей: веники для чистки обуви, щетки для читски одежды, зеркала, индивидуальные расчески и т. п.
Важно, чтобы посуда, веники, совки, лопатки и другие вещи были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения.
Воспитание правил культурного поведения необходимо и в семье. Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка.
Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных ситуациях. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Воздействие родителей на ребенка постоянно, отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают это намеренно: своими поступками, высказываниями. Большое значение для формирования культуры поведения как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о взаимопомощи в сложных ситуациях. Подражая родителям, как самым близким, ребенок овладевает нормами поведения. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка.
Нередко можно встретить семьи, где существует завышение или занижение требований к детям. Во многих семьях же уделяется мало внимания воспитанию правил культуры поведения. Родители думают, что ребенок вырастет и начнет понимать сам все, хотя сами упускают благоприятное время для формирования привычек поведения.
Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание деетй. В семьях, где оно применяется трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи.
Характер, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычке, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.
Нередко бывает, что отношения в семье нормальные, хорошие, а дети допускают грубые ошибки в поведении, выглядят невоспитанными. Дети поступают так из-за незнания общепринятых норм, из-за отсутствия необходимых привычек. В привычке действие автоматизируется и совершается на основе поступать именно так, а не иначе. Привычка формируется упражнением, чем чаще ребенок повторяет нежные действия и поступки, тем поведение его становится непринужденнее и естественнее.
Уровень семейного воспитания в большей мере зависит от уровня педагогической культуры родителей, поэтому одна из важных задач детского сада – педагогическое просвещение родителей. Для педагога очень важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании культурного поведения. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещения педагогом семей своих воспитанников.
В детском саду организуются дни открытых дверей, где родители могут видеть, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами. Эффективным средством работы с семьей служит «папка-передвижка», индивидуальные беседы с родителями, выставки, фотовитрины, литература.
Суммируя все сказанное, хочется подчеркнуть, что органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
О. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей».
Дошкольное воспитание №10/91 г.
В. Н. Столетов «Диалоги о воспитании».