Гордина Светлана
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
О здоровье говорят, о здоровье спорят, желают с самого раннего детства, каждый из нас осознает важность разумного отношения к своему здоровью.
Дошкольный возраст, особенно важный период, когда происходит перестройка, функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать «Школой здорового образа жизни», где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребности, мотивации к здоровому образу жизни.
Публикация «Формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровый образ жизни один из важнейших факторов сохранения и здоровья и благополучия ребенка, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того выполнение необходимых правил требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально – волевую сферу.
Формирование мотивации и потребности к ЗОЖ должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием, и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребенка.
В процессе анализа выявлены следующие проблемы:
1. По моим наблюдениям, что подтверждают результаты диагностики, у многих детей не сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, не владеют в соответствии с возрастом необходимыми навыками самообслуживания. Дети испытывают двигательный дефицит. (Приложение №1).
2. Для определения уровня сформированности у детей представления о здоровье была проведена беседа. (Приложение №2). Опрос показал, что в понимании большинства детей, быть здоровыми – значит не болеть. На вопрос что нужно делать, чтобы не болеть, 60% детей ответили «лечиться». Из беседы, все дети хотят быть здоровыми, но они имеют недостаточные знания о том, как это сделать.
Актуальность решение данной проблемы заключается в необходимости сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Полученные результаты показали необходимость проведение работы по формированию у детей мотивации к ЗОЖ.
Объект: Представления о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Предмет: Использование различных форм работы с детьми и родителями по формированию мотивации к здоровому образу жизни.
Определена цель: Формирование у детей дошкольного возраста ЗОЖ через использование специально организованных форм обучения и создания положительной мотивации.
Достижение цели решала посредством реализации задач:
*Изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности;
*Совершенствовать развивающую среду в группе с учетом возрастных и индивидуальных потребностей дошкольников и требование ФГОС ДО;
*Формировать у детей мотивацию к ЗОЖ.
В своей работе по формированию мотивации к здоровому образу жизни обратила внимание на то, что дети гиподинамичны, они много времени проводят за компьютерными играми. Это осложняло получение высоких результатов в работе по данному направлению.
Практическая значимость заключается в реализации инновационных здоовьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольников от 4 до 7 лет в детском саду:
*Использование валеологических приемов обучения;
*Использование ИКТ для наглядной демонстрации преимущества ЗОЖ.
Основная часть.
Укрепление здоровья и мотивация к формированию у дошкольников основ ЗОЖ – одно из ведущих направлений деятельности воспитателя. Основываясь на принципы валеологии, здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане умеет преодолевать усталость, проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, коммуникабелен. Стиль моей жизни обусловливает активная жизненная позиция в отношение собственного здоровья, поэтому мне интересна эта тема. Важным является формирование у детей мотивов и понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепление его средствами физкультуры и приобщение к ЗОЖ.
Начав свою работу по формированию у детей мотивации, для успешной работы изучила литературу: Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Агаджанова С. Н. Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду». «Формирование двигательной сферы 3-7лет» Н. «Здоровьесберегающие пространство в ДОУ» Крылова Н. И., Волгоград.
Мною была проведена работа, которая была направленна на воспитание основ культуры здоровья и безопасности. Основными формами моей работы является физкультурное занятия, утренняя гимнастика, развлечение, походы, дни здоровья.
В своей работе использую пособие: Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье». Я включала беседы на темы: «Я и моё здоровье», «Я хочу быть здоровым», «Правильно ли мы питаемся», «В гостях у Мойдодыра», «Что делать, чтобы быть здоровым и сильным», где учила детей заботиться о своем здоровье, воспитываю у них стремление быть здоровыми.
Мною подобраны стихи и познавательные сказки для детей от врачей «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Как Витю учили есть ложкой»; «Как Ваня стал чистым» Ю. Кислицина, Н. Шалагинова, «Почему у мышонка заболел живот» Д. Минеева, «Путешествия в страну Умывай-ка» Е. Михалицина и др. (Приложение №4)
В своей работе обучающие презентации: «Я и мое тело», «Глаза», «Правило личной гигиены». Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь здоровье, избегать ситуации, приносящий вред.
В течении дня с детьми использую различные виды игр: подвижные, сюжетно- ролевые, дидактические, игры с элементами баскетбола и футбола. В группе мной проводятся игры и упражнения, направленные на знакомство с основными эмоциями человека (мимическая гимнастика, настроение). Игры на преодоления замкнутости, пассивности, скованности (Свободный танец, изображаем животное). Игры, помогающие ребенку понять другого человека (Слепой и поводырь, бюро находок).
Для привития детям интереса к физическим занятиям, обучения доступным двигательным умениям и навыкам с помощью нестандартного оборудования в группе создан «Спортивный уголок». В уголке имеются мешочки для метания с разными наполнителями: песок, соль, флажки, ленты, обручи, мячи разного размера, массажные дорожки и др. (Приложение № 3)
В «Центре театрализованной деятельности» дети с помощью различных видов театра, масок, костюмов могут перевоплотиться в любого животного (лиса и заяц, серый волк и др.) имитировать их повадки, способы их передвижения. Внимание ребенка привлекает новизна, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Я использую музыку во время занятий физкультурой, гимнастики, перед сном. Моим открытием для меня явилось использования при проведении утренней гимнастики мультимедиа: дети выполняют упражнения по показу мультяшных героев, под ритмичное музыкальное сопровождения.
Не менее ценным в приобщении детей к ЗОЖ являются такие формы работы, которые направленны не на оттачивание тех или иных упражнений, а на развитие положительных эмоций. К таким формам относятся : досуги, походы, дни здоровья. По данным мероприятиям взаимодействуем со школой, музыкальным руководителем, родителями.
Заключение
Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по укреплению здоровья, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья. Выполнить ее можно лишь при наличии четко продуманной системы мероприятий, а также при условии создания комфортного психологического климата.
Результаты диагностики подтверждают эффективность моей работы. Приложение№.1. Анализ диагностики освоения навыков и умений культуры здорового образа жизни показал, что дети стали более гибкими, улучшилась координация в динамических и статических упражнениях. Наблюдается положительная динамика за учебный год 12% в средней группе. В подготовительной группе положительная динамика составила 35%. Таким образом, можно сделать выводы о благотворном влиянии педагогической деятельности на развитие у детей мотивации к здоровому образу жизни.
Я и сейчас в своей работе приучаю детей соблюдать правила, т. е. правила личной гигиены, следить за собой, за своими поступками. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. Таким образом, если правильно организовать: развивающую среду, учитывать возрастные особенности, привлекать к работе родителей, то все это способствует укреплению здоровья детей.
Список литературы
1. Аверина Е. И. «Физические минутки и динамические паузы» М. 2008г.
2. Бабенко Е. А., Федоровская О. М. «Игры, которые лечат» Творческий центр «Сфера» М. 2008г.
3. Л. В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие М. 2007г.
4. Картушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. Программа оздоровления школьников. ТЦ «Сфера» 2007г.
5. Доскин В. А., Голубева Л. Г. «Растём здоровыми» Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М. Просвещение 2004г.
6. Демидова В. Е., Сундукова А. Х. № Здоровый педагог-здоровый ребёнок» культура питания и закаливания. Практическое руководство. М. Издательский дом «Цветной мир» 2013г.
7. Михеева Е. В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7лет, рекомендации, развивающие игры. Упражнения, занятия. Волгоград: Учитель,2013г