Татьяна Бобровникова
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством общения с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных способностей – важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Взаимодействие с природой способствует развитию у детей навыков коммуникации. Например, игры, связанные с изучением растений, животных и окружающей среды, позволяют детям общаться между собой, обмениваться информацией и совместно исследовать окружающий мир. Такие игры также способствуют развитию у детей навыков сотрудничества, сопереживания и невербальной коммуникации.
Игры для рабочего настроя - используются в утренние часы для положительного психологического настроя, а также чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.
Игра «Волшебная палочка» (палочкой может быть: ручка, карандаш и др.) Дети стоят в кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, при изучении времени года, для закрепления материала, можно передавать волшебную палочку по кругу и по очереди называть признаки этого года.
Или задание каких лесных животных вы знаете, назовите объекты живой природы либо не живой… и т. д.
Вариант игры: передающий выбирается один на всех, находится в центре, палочка возвращается ему.
Например: передающий называет животное, принимающий – детеныша этого животного.
При помощи этой игры можно закреплять знания о птицах, насекомых животных, растениях и т. д.
Пройдя круг, передающий меняется.
Игры для приобщения к делу - могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала.
Игра «Рассказ по рисунку»
Прошу детей описать словами то, что находится на картине (использовать эпитеты, сравнения). Описания должны быть понятными, чёткими, связными. Могут говорить по очереди по предложению, описывая картину или выбрать лидера, обсудить вместе и он предоставит рассказ. Картины могут быть любые. Например: можно описывать природные явления, времена года, растения и т. д. При изучении животного мира: раздать подгруппам картины с изображением: птиц, рыб, зверей, насекомых, дети по картине должны описать характерные признаки своей категории животного мира.
Игры для творческого самоутверждения - при их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия.
Игра «Рисунок по кругу».
Учит распознавать по характерным чертам замысел рисунка, развивает воображение.
Дети на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя или символ, рисуют что-то важное для себя. Через определенное время по сигналу (хлопку) все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем каждый ребенок описывает получившийся рисунок и говорит угадали его замысел или нет.
Памятка для воспитателей по применению социально – ориентированных игр и социо-игровых подходов
1. Будьте партнером в детской игре, идейным организатором новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя – выдумщика.
2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
4. Порадуйтесь любому ответу ребёнка – правильному и неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
5. Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребёнка, чем заглушить её страхом ошибки.
6. Не разжёвывайте смысл игры или ситуации так, чтобы ребёнку уже нечего было отгадывать, додумывать, понять самому.
7. Умейте радоваться шуму! Ведь он является результатом общей активности и возможных будущих удач!