Получи документы

Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Печелиева Ирина Зурабовна
Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире, где все больше места занимают компьютерные технологии, остро встает вопрос о формировании коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста. Согласно Закону «Об Образовании РФ», «Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования» и другим нормативным документам, образование должно способствовать развитию у детей навыков общения и взаимодействия с другими людьми. Однако, наблюдается тенденция к снижению уровня общения между детьми и взрослыми, что приводит к увеличению числа дошкольников с речевыми и коммуникативными проблемами. Психологи и педагоги подчеркивают, что обучение общению не может происходить без активного взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Речевая деятельность должна быть связана с другими видами деятельности, чтобы у детей возникала потребность и мотивация к общению.

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первое это создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие коммуникативных качеств детей.

1. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие детей друг с другом и взрослыми. Это могут быть зоны для игр, чтения, рисования, конструирования и других видов совместной деятельности. Важно обеспечить достаточное количество свободного пространства для передвижения и перемещения предметов.

2. Необходимо использовать разнообразные материалы и инструменты, которые будут способствовать развитию речи и коммуникативных навыков. Например, настольные игры, книги, конструкторы, музыкальные инструменты, театральные костюмы и другие предметы, которые могут стать основой для ролевых игр и творческих занятий.

3. Также следует предусмотреть наличие зон для уединения, где ребенок сможет отдохнуть и восстановить силы после активной деятельности. Эти зоны должны быть уютными и спокойными, чтобы создать атмосферу комфорта и безопасности.

4. Важно также обеспечить наличие мест для общения и обсуждения результатов деятельности. Это могут быть уголки для чтения, столы для рисования и аппликаций, а также места для коллективных обсуждений и презентаций проектов.

Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных качеств у детей. Во-первых, игра является основной сферой общения детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Во-вторых, она направлена на развитие коммуникативных качеств ребёнка, так как игровое общение помогает детям легче обучаться, раскрепощаться и раскрывать свою индивидуальность. Игры с лингвистическим содержанием также способствуют решению двух классов задач: лингвистических и коммуникативных. Таким образом, игра имеет важное значение для развития у детей навыков общения и взаимодействия с окружающими.

Коллективные речевые игры являются эффективным средством для развития коммуникативных качеств детей. Вот несколько примеров таких игр:

"Заколдованная страна" : ведущий загадывает слово, а участники должны задавать вопросы, чтобы угадать это слово. Каждый участник задает по одному вопросу, на который можно ответить только "да" или "нет". Игра развивает умение задавать точные вопросы и анализировать ответы.

"Цепочка слов" : ведущий называет одно слово, а каждый следующий игрок добавляет свое слово, продолжая цепочку. Игра учит связывать слова в предложения и развивать фантазию.

"Театр теней" : участники создают театр теней, используя свои руки и фонарик. Они вместе придумывают сюжет и разыгрывают его перед зрителями. Эта игра способствует развитию воображения и навыкам публичных выступлений.

"Магазин фруктов и овощей" : участники распределяют роли продавцов и покупателей. Продавцы предлагают фрукты и овощи, а покупатели выбирают и спрашивают о них. Игра помогает развивать навыки ведения переговоров и торговли.

"Придумаем сказку" : участники по очереди добавляют по одному предложению к общей истории. Игра развивает креативность и умение работать в команде.

"Создадим песню" : участники по очереди добавляют строчки к песне. Игра помогает развивать музыкальные способности и навыки работы в группе.

"Разгадай кроссворд" : ведущий создает кроссворд, а участники вместе разгадывают его. Игра развивает логическое мышление и способность работать в команде.

Эти игры помогают детям развивать навыки общения, умение слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и чувства, а также работать в коллективе.

Сюжетно-дидактические игры являются отличным инструментом для развития коммуникативных качеств детей. Вот несколько идей для таких игр:

"Путешествие в космос" : участники представляют себя астронавтами, исследующими новые планеты. Они обсуждают, какие растения и животные они могли бы встретить, какие звуки они слышат и какие запахи ощущают. Игра развивает воображение и умение описывать свои ощущения.

"Остров сокровищ" : участники становятся пиратами, ищущими клад. Они делятся на команды и ищут подсказки, чтобы найти сокровище. Игра развивает умение работать в команде и принимать решения.

"Магазин игрушек" : участники становятся продавцами и покупателями в магазине игрушек. Они обсуждают, какие игрушки лучше всего подходят для разных возрастов и интересов. Игра развивает навыки продаж и умение находить общий язык с разными людьми.

"Город мастеров" : участники представляют себя мастерами разных профессий. Они создают различные товары и услуги, рекламируя их друг другу. Игра развивает творческие способности и умение продавать свои идеи.

"Кулинарное шоу" : участники представляют себя шеф-поварами, готовящими блюда для гостей. Они обсуждают рецепты, ингредиенты и способы приготовления. Игра развивает кулинарные навыки и умение вести беседу.

"Школа волшебства" : участники становятся учениками школы магии. Они изучают разные заклинания и магические существа, обсуждая их свойства и возможности. Игра развивает воображение и умение рассуждать.

"Мир животных" : участники становятся исследователями дикой природы. Они наблюдают за животными и обсуждают их поведение, повадки и привычки. Игра развивает интерес к природе и умение наблюдать.

Эти игры помогают детям развивать коммуникативные навыки, такие как умение вести беседу, слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и чувства, а также работать в коллективе.

Игры-драматизации и инсценировки являются эффективным способом развития коммуникативных качеств детей. Вот несколько идей для таких игр:

"Репка" : участники разыгрывают известную русскую народную сказку "Репка". Роли распределяются между участниками, и каждый персонаж рассказывает свою часть истории. Игра помогает развивать актерское мастерство и умение работать в команде.

"Красная шапочка" : участники разыгрывают знаменитую сказку Шарля Перро. Дети учатся работать с текстом, развивают выразительность речи и умение передавать эмоции.

"Морозко" : участники ставят спектакль по известной русской народной сказке. Они учатся создавать декорации, подбирать костюмы и реквизит, а также развивают навыки импровизации.

"Золушка" : участники разыгрывают историю Золушки. Они работают над сценарием, разрабатывают костюмы и декорации, а также учатся взаимодействовать с партнерами по сцене.

"Колобок" : участники ставят спектакль по известной русской народной сказке. Они развивают навыки работы с текстом, умение взаимодействовать с партнерами по сцене и творческий подход к постановке.

"Теремок" : участники разыгрывают историю про теремок. Они развивают навыки работы с текстом, умение взаимодействовать с партнерами по сцене и творческий подход к постановке.

"Три поросенка" : участники ставят спектакль по известной английской сказке. Они развивают навыки работы с текстом, умение взаимодействовать с партнерами по сцене и творческий подход к постановке.

"Белоснежка и семь гномов" : участники ставят спектакль по известной немецкой сказке. Они развивают навыки работы с текстом, умение взаимодействовать с партнерами по сцене и творческий подход к постановке.

"Снежная королева" : участники ставят спектакль по известной сказке Ганса Христиана Андерсена. Они развивают навыки работы с текстом, умение взаимодействовать с партнерами по сцене и творческий подход к постановке.

Эти игры помогают детям развивать коммуникативные навыки, такие как умение работать в команде, взаимодействовать с партнерами по сцене, передавать эмоции и настроения через речь и мимику, а также творческий подход к решению задач.

Беседа - это один из самых простых и эффективных способов развития коммуникативных качеств детей. Вот несколько советов, как организовать дружескую беседу:

Подготовьте тему для разговора. Это может быть что угодно: любимые игры, фильмы, книги, хобби, мечты и планы на будущее. Главное, чтобы тема была интересна всем участникам.

Создайте атмосферу доверия и поддержки. Пусть каждый чувствует себя свободно и безопасно, чтобы высказать свои мысли и чувства. Поощряйте участников делиться своими идеями и мнениями.

Используйте открытые вопросы. Открытые вопросы требуют развернутого ответа и способствуют глубокому обсуждению темы. Например, вместо "Нравится ли тебе этот фильм?" спросите "Что тебе понравилось в этом фильме?"

Слушайте внимательно. Покажите участникам, что вам интересно то, что они говорят. Учитесь задавать уточняющие вопросы и показывать понимание и эмпатию.

Делитесь собственными историями и опытом. Рассказывайте о своем опыте, но не забывайте, что главная цель беседы - услышать других.

Уважайте мнение каждого участника. Даже если кто-то говорит что-то, с чем вы не согласны, старайтесь показать уважение и понимание. Это поможет создать позитивную атмосферу и научит детей принимать различия.

Завершите беседу на позитивной ноте. Можно поделиться общими выводами или просто поблагодарить всех за участие.

Дружеская беседа помогает детям развивать навыки слушания, умение выражать свои мысли и чувства, а также уважать мнение других людей.

Результаты работы по развитию коммуникативных качеств детей могут быть оценены по нескольким критериям:

Улучшение навыков общения: дети начинают более уверенно и ясно выражать свои мысли, активно участвуют в дискуссиях и легко находят общий язык с другими людьми.

Повышение самооценки: дети начинают чувствовать себя увереннее и комфортнее в обществе, что отражается на их поведении и отношении к окружающим.

Развитие эмоциональной компетентности: дети учатся распознавать и управлять своими эмоциями, а также лучше понимать эмоции других людей.

Умение работать в команде: дети учатся сотрудничать и поддерживать друг друга, что способствует улучшению групповых результатов.

Улучшение учебной успеваемости: благодаря развитым коммуникативным навыкам, дети лучше усваивают материал, активно участвуют в уроках и выполняют задания более качественно.

Расширение кругозора: дети получают возможность узнать больше о мире вокруг них, обсудить различные темы и получить новый опыт.

Повышение интереса к чтению и письму: дети начинают проявлять больший интерес к литературе и письменным работам, так как они понимают, что это важные средства для передачи информации и общения.

Развитие креативности: дети учатся выражать свои мысли и идеи творчески, что способствует развитию их воображения и инновационного мышления.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что работа по развитию коммуникативных качеств детей действительно эффективна и приносит значительные результаты.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста Игра на чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров Клеевой ручеёк Цель: развить умение.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2024 в 13:13
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Печелиева Ирина Зурабовна (УИ 1396240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД