Приложение МААМ

Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности

Ольга Галич
Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая статья на тему

«Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, их самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.»

(опыт реализации программы дополнительной общеобразовательной программы «Маленькие творцы»)

Составитель:

Гарбузова Наталья Ивановна,

Должность:

педагог дополнительного образования

г. Белгород

2020 г.

Основная задача учителя – учить творчески жить, выявлять и развивать творческий потенциал учащихся, ведь, по утверждению Л. Н. Толстого:

Публикация «Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности» размещена в разделах

«В детях всё – величайшие возможности».

Введение

Одной из наиболее важных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Одной из социально значимых целей в образовании является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Ребенка необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Творчество – это необходимый и детям и взрослым «ключ» к поиску себя. Именно творчество помогает ребенку развивать мышление, воображение, что впоследствии позволит ему эффективно решать проблемы связанные с учебой и дальнейшей трудовой деятельностью.

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Современные педагогические представления о целостности мышления саморазвивающейся личности предполагают формирование у ребенка умений мыслить не только логически верно, но и креативно, нестандартно.

Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для обучающихсядеятельности.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии.

Таким образом:

Цель моей деятельности : создание условий для формирования интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, их самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:

-применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

-развивать творческие способности учащихся через различные виды изобразительной и декоративно - прикладной деятельности;

- использовать в образовательном процессе различные формы совместной деятельности детей и родителей.

Занятия в творческом объединении немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова педагога, его бесчисленных диалогов с обучающимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

1. Интересы обучающегося, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.

3. При выборе форм занятий, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

Для организации эффективной образовательной деятельности мною были изучены методические разработки В. С. Кузиной, В. И. Кубышкиной, Т. Я. Шпикаловой, Т. Н. Дороновой, Т. С. Комаровой. На основании рекомендаций данных авторов мною была разработана программа «Рукоделкино» для работы с детьми 7-14 лет. Для работы с детьми дошкольного возраста мною была адаптирована программа И. А. Лыковой

Возрастной диапазон, в котором реализуется адаптированная программа «Маленькие творцы» – от младшего школьного до подросткового возраста. Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

• дети, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях;

• дети, обучающиеся в коррекционных школах;

• дети, находящиеся на домашнем обучении.

Важным условием для целостного развития личности ребенка является предметно-пространственная среда, при создании которой учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта, а также возможности, способности, интересы, темп продвижения каждого ребенка. Сама аудитория, где проходят занятия творчества, должна напоминать «Творческую обитель», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить обучающихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности.

Для организации эффективного учебного процесса был оборудован кабинет, соответствующий требованиям к условиям реализации образовательной программы, с соответствующим материально-техническим оснащением. Созданная среда позволяет реализовать содержание образовательной программы, предоставляет детям возможность для активной, целенаправленной и разнообразной деятельности, поддерживает индивидуальность и целостность развития ребенка, организует детей.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Главный стимул творчества – огромная радость, которая дает и обучающемуся, и педагогу новые нестандартные решения творческих задач.

На начальном этапе освоения программы «Маленькие творцы» дети учатся создавать объекты в соответствии с требованием реалистического искусства. В данной системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих областей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. На занятиях обучающиеся осваивают новые техники, то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения.

Так же для развития творческих способностей обучающихся на занятиях в студии выделены следующие виды работ:

• работа с фетром,

• работа с фомираном,

• бумагопластика,

• лепка,

• аппликация из природного материала,

• проектная деятельность,

• декупаж,

• работа с природными материалами и др.

Чтобы сделать работу по реализации образовательной программы эффективной и увлекательной, а также исходя из образовательных потребностей детей, я использую следующие современные образовательные технологии: технологию проблемного обучения, игровые технологии, технология мастерских, технология развивающего обучения, информационные технологии, коррекционные технологии (песочная терапия, арттерапия, технология воздействия цветом).

Технология проблемного обучения состоит в том, что педагог не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Формы проблемного обучения:

• проблемное изложение учебного материала (учитель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения);

• частично-поисковая деятельность (вопросы учителя должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поток);

• самостоятельная исследовательская деятельность (учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем учителя);

• учебная деловая игра.

Одной из форм проблемного обучения является кейс-технология, представляющий собой метод активного проблемно-ситуационного анализа, который строится на обучении путем решения определенных задач-ситуаций, который является неигровым имитационным активным методом обучения. Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем, не пересказ последовательности выполнения работы, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на занятиях в студии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В данной образовательной области использование метода проектов способствует формированию у обучающихся основ художественной грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации. В моей работе метод проектов был реализован в итоговой коллективно –творческой работе «Маки- для фотозоны к 300-летию города». В данной работе учащиеся обобщили и систематизировали знания, полученные в изучении заключительного блока программы «Маленькие творцы», в частности блока «Волшебный фоамиран».

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства : персональный компьютер, аудио- и видеотехнику, интернет.

Использование ИКТ при обучении школьников ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что дети:

• с большим успехом усваивают учебный материал, если в занятие включаются ИКТ;

формируют информационную культуру, которая необходима обучающемуся для его будущей успешной социализации;

• расширяют культурный, социальный, интеллектуальный кругозор.

Основные направления использования ИКТ на занятиях:

• визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

интерактивный демонстрационный материал (упражнения, схемы, таблицы, наглядности);

• самостоятельная творческая работа учащихся.

Современные информационно-коммуникационные технологии во всем их многообразии и многоплановости, при разумном их распределении и использовании, могут сыграть немаловажную роль в развитии ключевых компетенций учащихся.

Игровые технологии. Материал, пройденный в игровой форме, лучше усваивается учащимися и запоминается на длительное время. Учащиеся на таком уроке не устают и с радостью выполняют предложенные задания. Интерес к предмету вызывают не только нестандартные, но и дифференцированные задания, сориентированные на выполнение каждым учеником, что позволяет добиться высокого уровня успеваемости учащихся.

Помимо перечисленных выше технологий для эффективного развития творческих способностей обучающихся на занятиях в студии мною:

• создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;

• организуется сотворчество в детском коллективе для проявления и развития творческих способностей каждого;

• используются технологии развития творческого мышления.

Регулярно использую коллективные работы, которые позволяют:

• научить планировать свою деятельность;

• дают возможность усовершенствовать процесс и разработать новые технологии использования материалов;

• научить ставить адекватные учебные задачи;

• искать эффективные методы и способы работы, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

• развивать межличностные отношения, строить коллективную деятельность.

Коррекционные технологии:

• песочная терапия,

• арттерапия,

• технология воздействия цветом.

Об эффективности системы образовательной работы можно судить по результатам проводимого мониторинга.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится 3 раза в год: входящий (начало учебного года, промежуточный (средина учебного года, итоговый (конец учебного года). Для проведения мониторинга использую такие методы диагностики как: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод незаконченного предложения и др.

Для определения уровня развития творческих способностей детей мною используется игровой тест П. Торренса «Нарисуй на предложенной основе как можно больше различных рисунков». Игра - задание позволяет не только работать над развитием творческого воображения, а так же отследить, как изменяется уровень творческого воображения. В основе задания - круги.

1 этап проводится в начале первого года обучения и состоит из 6 фигур;

2 этап проводится в конце первого года обучения и состоит из 6 фигур;

3 этап проводится в начале второго года обучения и состоит из 12 фигур;

4 этап проводится в конце второго года обучения. Это последний, завершающий этап, он требует навыков творческого мышления, не шаблонности, смелости принятого решения.

Работая над этой игрой - заданием и исследуя полученные результаты можно выделить три уровня развития творческого воображения.

1 уровень – низкий уровень от 1 до 5 рисунков;

2 уровень – средний уровень от 5 до 10 рисунков;

3 уровень - от 10 до 15 рисунков.

Результаты проведенного мониторинга представлены в диаграмме

На представленных диаграммах, ясно виден рост уровня творческого воображения. Большинство детей обладает средним уровнем развития творческого воображения:

1 уровень (низкий) -9%

2 уровень (средний)-62%

3 уровень (высокий)- 29 %.

Представленные результаты позволяют сделать вывод: если развивать творческую интуицию: смелость решения, нешаблонность мышления, фантазию, формировать навыки творческого стиля мышления и всем этим правильно управлять, творческое мышление обучающихся будет развиваться успешно.

В ходе работы так же определены учащиеся, демонстрирующие изначально стабильно высокий результат освоения программы, креативность, творческий подход к выполнению заданий.

В работе же с детьми с ОВЗ использовала мониторинг:

- наблюдение и анализ творческих работ,

- умение взаимодействовать в коллектвно-творческой деятельности,

- уровень развития мелкой моторики.

Диагностика развития мелкой моторики у группы детей с ОВЗ:

Для того чтобы вести развитие мелкой моторики, важно знать насколько сформированы движения пальцев. Существует немало методик по диагностике. Одна из них — диагностика по методу Сосниной С. П.

Данная диагностика проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания таблицы выполняются простым карандашом.

№ Задание Оценка

1 Перед ребенком лист бумаги в линию. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд. Выполнено 10 строк и более — 3 балла, от 6 до 9 — 2 балла. 5 и менее строк — 1 балл.

2 На листе бумаги нарисованы 2 дорожки. Нужно провести линию посередине дорожки. Не отрывая карандаш от бумаги. Без ошибок — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл.

3 На листе изображены мячики и кегля. Нужно «попасть» мячиками в кеглю, т е провести прямые линии, не отрываясь от бумаги. Если все линии прямые и ведут точно — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, 3 ошибки — 1 балл

4 На листе изображен рисунок. Нужно обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. 1-2 раза сошел с линии — 3 балла, 2-4 раза сошел с линии — 2 балла, более 4 раз — 1 балл.

5 Не отрывая карандаш от листа бумаги нужно продолжить рисовать узоры. Без ошибок — 3 балла. С ошибками — 2 балла, не смог выполнить — 1 балл.

6 Продолжить рисовать узор по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, ошибка в одном узоре — 2 балла, в двух — 1 балл.

7 Нужно нарисовать узор в последовательности: 2 клетки вверх. 1 направо, 2 клетки вниз, 1 направо и т д. Без ошибок- 3 балла, 1 ошибка — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл.

8 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.

9 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.

10 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.

11 Нужно скопировать такую же фигуру по образцу. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, не смог — 1 балл.

Интерпретация результатов

1 группа

27 и более баллов - высокий балл, свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности.

2 группа

17 до 26 баллов - достаточно сформированы и автоматизированы навыки графической деятельности. Хотя существуют вопросы, над которыми необходимо поработать.

3 группа

Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Учащимся 2 и 3 группы требуется целенаправленная работа на развитие мелкой моторики.

Анализируя результаты исследований,занятия, на которых использовались задания на развитие творческих способностей, коллективные творческие работы, можно сделать вывод о том, что данная система работы положительно влияет на развитие обучающихся, предоставляет возможность раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Создает ситуацию успеха для менее успешных учеников, условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности, формируют навыки взаимодействия с другими учениками, влияют на развитие детей, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные творческие задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, задания способствуют развитию творческого мышления, памяти, внимания, речи, воображения. Специальных навыков в художественной деятельности.

В процессе работы воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т. е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

Список литературы:

1. Кузин В. С. Декоративно- прикладное искусство. 1-4 класс : книга для учителя – М. : Дрофа, 2011.

2. Воробьева В. А. Дополнительное образование. Декоративно-прикладное творчество : Традиционные народные куклы. Волгоград. Учитель, 2009 .

3. Хордина Росс. Большая книга развивающих занятий для детей. Харьков. Белгород. Клуб современного досуга, 2013.

4 Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. – 1968. – 308 с.

5 Глинская Е. А., Титова Б. В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. – 1980. – 44 с.

6 Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М. 1992. – 128 с.

7 Кульневич С. В., Лакоценина Т. Т. Анализ современного урока. – Ростов–н/д. : Учитель, 2001. – 288 с.

8 Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М. 1999 г., ОЦ «Педагогический поиск»

9 .Кравченко, В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В. М. Кравченко. – М. : Риор, 2014. – 128 с.

10. Пастюк, О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. 11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М., 2008.

12. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: Учебный курс / В. А. Сластёнин. - М. : Юрайт, 2013. - 543 c.

13. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.

14. Интернет-ресурсы : https://portalpedagoga.ru, https://infourok.ru/, https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ru/

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Фотоотчет изобразительной деятельности «Мир вокруг нас»Фотоотчет изобразительной деятельности «Мир вокруг нас» „Мир- это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом. “ Альфонс де Ламартин Цель занятия: отразить окружающий мир в рисунках.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Фотоотчёт об индивидуальной работе по изобразительной деятельности.Фотоотчёт об индивидуальной работе по изобразительной деятельности. Фотоотчёт: Индивидуальная работа по изодеятельности на тему :"День народного единства"(аппликация с пользованием элементов нетрадиционной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Консультация для педагогов по самообразованию «Обмен опытом: прикладной арсенал современной мнемотехники» Консультация для педагогов по теме самообразования. Обмен опытом: «Прикладной арсенал современной мнемотехники, как набор унифицированных.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Нетрадиционные техники изобразительной деятельностиНетрадиционные техники изобразительной деятельности Предлагаю вашему вниманию работы моих деток, выполненные в различных техниках Техника выдувание (ствол и ветки, обрывание и скатывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности
Опубликовано: 18 июля 2020 в 10:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интересов и склонностей учащихся к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Галич (УИ 365581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД