Анна Егорова
Формирование интереса к русской народной сказке у младших дошкольников (интеграция разных видов деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
В группе с детьми младшего возраста, я работаю 2 год. И эти 2 года, мы проживаем в мире сказок. И обращение к сказке не случайно. Знакомство человека со сказкой начинается с первых дней его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Благодаря простоте и мелодичности звучания сказки дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приучаются пользоваться ими в речи.
Публикация «Формирование интереса к русской народной сказке у младших дошкольников (интеграция разных видов деятельности)» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
В нашем саду для занятия с детьми фольклором создан мини - музей " Русская изба". Она оформлена с учетом всех требований и рекомендаций программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" В избе есть предметы быта (оригиналы) : люлька, прялка, старинная утварь, печь и другое, с которыми детям интересно знакомиться и играть в нашем музее.
Младший возраст обладает особой прилипчивостью, у ребенка формируется наглядно - образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь. Учитывая возрастные особенности детей, я стараюсь разнообразить встречу со сказкой, приходя к детям каждый раз в новом неожиданном для них образе: сказочницы, бабушки Алены, мамы - Козы, Медведицы и т. д.
Сказка - это универсальное средство воспитания ребенка по всем направлениям детского развития. Здесь легко взаимодействуют виды деятельности, и достигается полная интеграция всех образовательных областей.
Благодаря большой и серьезной работе со сказкой, видя радостные, заинтересованные лица своих малышей, я считаю, что сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.
Театрализация и дидактические игры еще больше помогают ребенку "погрузиться" в сказку. Разрезанные картинки,складывание пазлов по сюжетам сказок, различные виды театра (пальчиковый, театр на ковролине, театр с использованием кукол Би-Ба-Бо) повышают эмоциональный настрой ребенка.
Известный отечественный психолог А. В. Запорожец писал, что деятельность ребенка по восприятию сказки по своей психологической природе очень близка к игре. Сказка служит наилучшим материалом для игры - инсценировки. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие - ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми.
В подвижных играх особенно эффективно можно использовать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Участие в подвижных играх вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и помогает снять напряжение.
Не случайно говорится:"Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Дети с большим желанием участвуют в продуктивной деятельности на основе сказок. Я использую разные техники подходящие младшему возрасту : в рисовании (тычок, примакивание,аппликации (способ обрывания бумаги, катание комочков из салфеток, сгибание волшебных полосок). В работе с детьми лепкой я использую соленое тесто, так как оно более безопасное и подходящее по фактуре для детского творчества.
Заинтересованность детей к книге привела к созданию книжки - самоделки "Репка", где были использованы разные способы аппликации и рисования. Изготовив книжку своими руками, дети с большим интересом рассматривают ее и повторяют сюжет сказки. Родители, наши помощники во всех наших начинаниях: они шьют нам костюмы для уголка ряженья, изготавливают необходимые атрибуты для сказок, пополняют книжный уголок книжками - самоделками.
После обыгрывания в избе сказки "Волк и семеро козлят" малыши заинтересованно выполняли предложенные мною задания: по схеме выкладыванием копытца большие и маленькие, знакомимся с лабиринтами
(пройти пальчиком по прямой, зигзагообразной дорожке, которая приведет козу к ее любимым лакомствам: морковка, травка, капуска).
Сказка и ее преломление в деятельности детей, даже простой пересказ, разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное развитие детей. Сказки способствуют обогащению детей сенсорным опытом. Дети учатся находить один предмет и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше, выстраивать серийный ряд в порядке возрастания и убывания. Это происходит в процессе обыгрывания сказки. Дети активно действуют с предметами, развертывая сказочный сюжет.
Малыши могут соотнести, найти по просьбе, обозначить словом цвет, форму и величину предмета. Например, в дидактической игре "Найди и покажи! предлагаю детям найти геометрическую фигуру по цвету и форме похожую на Колобка. Учимся находить один предмет и много (Колобок один - детей много, Коза одна - козлят много, соотносить размер (Коза большая - козлята маленькие).
Коммуникативное развитие происходит в процессе речевых диалогов, свободного общения педагога с детьми, что способствует интенсивному речевому развитию. Словарный запас детей обогащается за счет имен существительных, прилагательных, глаголов. Например, во время лепки из теста Колобка, обследуя тесто, дети называют его качества (мягкое, гладкое, ароматное).Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения - это также позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.