МААМ-картинки

Формирование системы ценностей у детей с помощью игр

Aлександра Мусатова
Формирование системы ценностей у детей с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы

Мусатова Александра Николаевна,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»

Формирование системы ценностей у детей с помощью игр

Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности любого человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться :

Публикация «Формирование системы ценностей у детей с помощью игр» размещена в разделах

- ценности родной культуры;

- ценности внутреннего мира человека;

- ценности деятельности человека;

- нравственные ценности;

- социокультурные ценности;

- ценности внешнего мира.

Формирование этих ценностей начинается в дошкольном возрасте. Поскольку основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то именно с помощью игр и происходит становление и развитие ценностных ориентаций у детей. В статье 31 Конвенции о правах ребё нка говорится: «Игра – главная форма активности ребёнка». Однако сегодня в обществе наблюдается тревожная тенденция – дети всё меньше играют. Исследования зарубежных и отечественных психологов подтверждают это. Так, Е. А. Бугрименко и отмечает, что ребёнок практически лишён возможности игры в разновозрастном сообществе, в котором передаются традиции, нормы, ценности [1]. Меняется и отношение родителей – в семье ценность игры не поддерживается. Для большинства родителей игра представляется пустой тратой времени, развлечением. Поэтому современным родителям сложно поддерживать разные формы игры ребёнка, придать им живость и ценность. Сегодня практически исчезла дворовая культура и свободный детский досуг, ведь свободное время ребёнка занимается дополнительными занятиями (танцы, языки, спорт). Все эти тревожные тенденции современные культурологи и философы связывают с тем, что в обществе ценным стало «не успеть», «достичь».

Игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова А. В. Запорожца: «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка, его ценностей. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений, который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.

Для реализации задач по формированию системы ценностей у детей, в том числе нравственных и социальных, рекомендуется использовать различные виды игр:

• сюжетно-ролевые;

• подвижные;

• развивающие.

Так, сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.

Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будет мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Развивающая игра для детей помогает в освоении необходимых навыков, способностей, черт характера, которые реализуют личность в полной мере. Личностный рост и ее формирование проявляется в развитии логики, внимательности, концентрации внимания, тренировке усидчивости, а порой нестандартного мышления и творческих способностей.

Главное в процессе игры - поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игр.

Часто дети действуют импульсивно, не отдают отчет о своих поступках. Малышам трудно понять, почему они поступают неправильно. Помочь в этом могут обучающие игры. Например, такие игры, как «Оцени поступок», «Как поступить?». В игровой форме дети учатся быть заботливыми, внимательными друг к другу, усваивают общепринятые в обществе нормы поведения.

Большое значение для развития личности ребенка имеет его общение с природой. Именно общаясь с природой, человек может открыть в себе такие положительные качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Играйте, учите, играя, воспитывайте, играя. Пусть Ваш опыт, доброта, сердечность помогут малышам сформировать необходимую систему социальных ценностей, и вырасти достойными членами общества.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Пусть игра поможет дошкольникам сформировать необходимую систему социальных ценностей и вырасти достойными членами общества.

Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.

Список литературы

1. Бугрименко Е. А., Эльконинова Л. И. Игра-культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве //Консультативная психология и психотерапия. 2005.№1. С. 58-72.

2. Детский сад: теория и практика №1, 2016

3. Детский сад: теория и практика №1, 2015

4. Михалина С. Г. Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры

Публикации по теме:

Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек Аннотация: В статье представлено рассуждение о формировании нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, через личный пример взрослого.

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность.Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. (Из опыта работы Бедрик Е. В. на базе МБДОУ №3 Теремок, с. Сандата.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Формирование сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет с помощью дидактических игр. Цель: Создание дидактических игр для формирования сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет. Задачи: Рассмотреть особенности сенсорного.

Игры-эстафеты как формирование системы ценностей здорового образа жизниИгры-эстафеты как формирование системы ценностей здорового образа жизни В нашем детском саду всё больше внимания уделяется здоровью детей. Занятия физической культурой формируют у детей систему ценностей, направленную.

Консультация для родителей: «Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек» Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры и без игрушки. Игра для любого ребенка – это та «среда»,.

Проект: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание» Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие.

Семинар для воспитателей «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» СЕМИНАР для воспитателей На тему: «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» Цель: уточнить представление.

Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе.

Творческий проект «Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование системы ценностей у детей с помощью игр
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 10:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование системы ценностей у детей с помощью игр» (включая файлы) размещена пользователем Aлександра Мусатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД