Наталья Кузина
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
Конспект выступления
«Формирование графомоторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста при подготовке к школе»
Уважаемые коллеги!
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Старшая группа
- Темочки
Работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления в школу. Таким образом, решается сразу две задачи: во-первых, оказывается влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, ребенок готовится к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать ему многих проблем в школьном обучении.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Формирование интереса к графическим упражнениям у дошкольников следует начинать в игровой форме у детей с раннего возраста и развивать до выпуска ребенка в школу.
Представляю Вам опыт работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Графомоторные навыки включают в себя :
1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев
Упражнения на развитие двигательной активности пальцев рук:
Сюда входят упражнения на развитие слухо и зрительно – моторной координации:
«Шуршалки» - два карандаша зажаты между ладонями ребенка, движением ладоней вперед- назад происходит разогревание ладоней.
«Крутилки» - Ребенок зажимает неотточенный карандаш с двух сторон тремя пальчиками, делает крутящие движения сначала в одну, затем в другую стороны.
«Часики» - Ребенок зажимает неотточенный карандаш с двух сторон указательными пальцами обеих рук, делает поворотные движения сначала в одну, затем в другую стороны.
«Ножницы» - Ребенок зажимает неотточенные карандаши с двух сторон указательными и средними пальцами обеих рук, раздвигает и сдвигает пальцы (имитация резания ножницами)
Упражнение «Автомобили» на развитие зрительно –двигательных координаций (указательный и средний палец вставлены в крышки, нужно проехать змейкой между выложенными на небольшом расстоянии друг от друга счетными палочками)
Упражнение «Мячики» на формирование моторных умений и гибкости рук, слаженных движений и действий правой и левой руками (дети изображают руками сначала маленькие, потом большие мячи. При изображении маленького мяча пальцы рук расслаблены, а большого – напряжены)
Упражнение «Цепочка» - большой палец левой руки соединен с указательным на правой, а большой палец правой руки с указательным на левой. Дети перебирают пальцами имитируя цепочку.
2. Пространственная ориентация
Пространственные представления имеют большое значение в формировании графомоторного навыка у детей. Они помогают в подготовке к правильной ориентации ребенка на листе бумаги и формируются поэтапно. На первом этапе формируются элементарные пространственные представления относительно собственного тела ребенка ( понятия: лево-право). Для этого используются:
Маркер руки;
Цветные задания (например, возьми правой рукой красный кубик и т. д.)
На следующем этапе формируются представления относительно внешнего пространства.
Игровые задания с мячом (дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч по очереди детям, по команде «стоп» ребенок в руках у которого остался мяч говорит, кто из детей находится справа или слева от него)
Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам (выкладывание различных узоров с помощью стеклянных камешков и шариков марблс)
Задания с условиями по выбору нужных направлений. (Сказки с заданиями)
На последнем этапе можно переходить к освоению плоскости (лист бумаги).
3. Рисование
Занятия по штриховке по контуру, обводка;
Срисовывание геометрических фигур;
Рисование по точкам;
Дорисовывание рисунков (по правилу стрелки, зеркала);
Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
Графические диктанты (на слух);
Задания на развитие умений рисовать узоры (продолжи рисунок).
4. Графическая символика (написание букв и цифр)
Тренажер – трафарет «Первая строчка», последовательно формирует движения максимально приближенные к письму, развивает зрительный контроль за действием руки.
Подходит для левшей и правшей
Имеет точки (начало, середина, конец, что облегчает процесс подготовки к обучения письму.
Все трафареты пронумерованы по уровню сложности.
В заключение я хотела бы отметить, что все в нашем мире создано под праворуких людей. В детских садах с каждым новым набором детей возрастает количество леворуких детей в группах. В связи с этим, хочу обозначить такую проблему как развитие графомоторных навыков у леворуких детей и необходимости проведения работы по адаптации их к праворукому миру. Может быть, кто- то ведет такую работу? Было бы интересно поделиться опытом на следующем методическом объединении.