Оксана Травкина
Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности
Дошкольное образование – это первый этап в образовательном процессе ребенка. И одной из важнейших задач образовательной деятельности является формирование финансовой культуры. В настоящее время финансовая грамотность активно включается в дошкольное образование.
Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
ФГОС ДО, ставит одной из главных задач: формирование общей культуры личности детей, а проблема финансового воспитания детей является актуальной в дошкольном возрасте ребенка. Именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких особенностей ребенка, как бережливость, сила воли, ответственность, знаний, которые необходимы для формирования финансово – грамотного гражданина.
Финансовая грамотность – это важное качество человека, которое формируется со старшего дошкольного возраста и показывает умение ребенка в будущем самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Каждый ребенок с раннего возраста должен понимать, что деньги зарабатываются собственным трудом, и поэтому очень важно развивать у детей экономическое образование. Это основа правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Одной из важных задач всестороннего развития личности является экономическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте.
Экономическое воспитание дошкольника - педагогический организованный процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей.
Первые знания экономического воспитания дети получают в семье. Традиционно одной из задач семьи является - хозяйственно-экономическая деятельность. Это необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
В нашем детском саду вся работа по овладению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста строиться по пяти образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие». В своей работе мы используем следующие формы и методы работы с детьми:
- игровые (ситуативные игры, игры, игровые приемы, игровые упражнения)
- словесные (беседы, пояснения, рассуждения, объяснения, чтение с обсуждением прочитанного, рассказы);
- наглядные (рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов);
- практические (моделирование, экспериментирование, исследования, опыты).
Но главным и основным средством экономического воспитания является игра. Именно в совместной игре происходит общение детей с взрослыми и друг с другом, которое стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления и заряжает положительными эмоциями. В процессе игровой деятельности дети учатся культуре общения и поведения, овладевают умениями и навыками, осваивают знания. Через игру у детей устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь, воображение, моделируются реальные жизненные ситуации. Знания и навыки, приобретенные в игре и на игровых занятиях, будут способствовать формированию знаний экономического развития дошкольников.
Используя в своей работе игры в пословицах, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о деньгах. Например:
-«Денег куры не клюют»,
- «Деньги лопатой гребут»,
- «Деньги на ветер бросать»,
- «Копейка рубль бережёт»,
- «Деньги любят счет»,
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Рассмотреть различные экономические понятия мы можем с помощью таких сказок, как:
- «Три поросенка» (это мастерство героя);
- «Колосок» (в этой сказке один герой собрал в себе несколько профессий);
- «Кот в сапогах» (герой умение делать рекламу своего товара);
- «Лисичка со скалочкой» (обмен – ты мне, я тебе);
- «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Морозко» (получение дохода от ведения своего хозяйства) и др.
Дети узнают, что такое услуги и товары, и что они встречаются в сказках, а не только в реальной жизни. Это позволяет нам воспитывать уважение к любой работе и к любой профессии. Работа по формированию финансовой грамотности может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа между родителями и детским садом даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.