Киселева Евгения
«Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию посредством экономического воспитания». План самообразования
▼ Скачать
1 СЛАЙД
МАДОУ УРР д/с №31 г. Калининград
План самообразования на 2023-2024г.
Тема: «Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию через экономическое воспитание».
Подготовила: воспитатель
старшей группы №10
Киселева Евгения Евгеньевна
20.05.2024 год
2 СЛАЙД
Публикация «„Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию посредством экономического воспитания“, План самообразования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека Одним из источников детской бережливости, рачительности, трудолюбия, взаимопомощи, является труд и хозяйственная деятельность в семье, где ребенок должен иметь как определенные и постоянные обязанности, так и единичные поручения.
3 СЛАЙД
Новизна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Цель: повысить свой профессиональный уровень. Способствовать формированию ценностного отношения детей к труду, трудолюбию через экономическое воспитание, используя для этого различные виды деятельности.
4 СЛАЙД
Задачи:
1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;
2. Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
3. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
4. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
5. Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
6. Учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
5 СЛАЙД
Прогнозируемый результат:
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Способствовать формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны понять, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли труда и денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Методика обучения: наглядный (презентации, наглядные пособия) практический (занятия, творческие работы, словесный (беседа, рассказ, чтение, обучающий (создание проблемных ситуаций, игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические).
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в художественной, театрализованной и игровой деятельности включения экономическое содержание в разные виды детской деятельности. Изучаем 4-х экономических категорий :
- потребности, труд; товар; деньги.
6 СЛАЙД
Взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества :
Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
-Консультации для родителей: «Экономическая грамотность детей дошкольного возраста», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям», «Экономика и дети», «Родителям об экономике», «Экономическое воспитание детей в семье».
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку);
7 СЛАЙД
Потребности.
- Дать понятие экономической категории «потребности»;
-Различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные);
-Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
-Воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;
-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность».
Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»
8 СЛАЙД
Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы».
9 СЛАЙД
Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»
(духовные потребности)
10 СЛАЙД
Труд
- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);
- Учить выделять последовательность трудовых действий;
-Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.
-Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
-Развивать речь, логическое мышление, творчество.
Беседа «Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.
Беседа: «Где и кем работают Ваши родители».
Презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда
Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.
Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает инструменты».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница»
Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).
11 СЛАЙД
трудовая деятельность детей : (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).
12 СЛАЙД
Результат любого труда – это вознаграждение (уборка в групповой комнате, награда за участие в международном конкурсе «Человек и природа», награда за участие в выставках детского творчества, «лучший зритель»)
13 СЛАЙД
Беседы по теме «Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию через экономическое воспитание» через художественную литературу: чтение и обсуждение с использованием проблемных ситуаций и вопросов:«Телефон» К. И. Чуковский, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, «Теремок»р. н. с., «Три поросенка»…
14 СЛАЙД
Сюжетно-ролевые игры: «Больница»,«Магазин» (через игру воспитывается уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.)
15 СЛАЙД
Игра «Я - главный конструктор»
16 СЛАЙД
Игра: «Строим дом»
17 СЛАЙД
Главное не лениться…
18 СЛАЙД
Просмотр и беседа по презентациям: «Товар и услуги», «Что и где можно купить», «Магазины и товары».
19 СЛАЙД
Товар
-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону
предмета – товар, как результат труда.
-Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;
-Познакомить с разными формами сбыта продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.
-Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
-Воспитывать бережливость, трудолюбие.
1. Чтение и обсуждение темы о труде «Федорино горе»
2. Презентации: «Товар и услуги», «Что и где можно купить», «Магазины и товары».
4. Дидактическая игра «Угадай, где продается».
5. Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
20 СЛАЙД
Дидактическая игра «Угадай, где продается».
21 – 22 СЛАЙД
Дидактическая игра: «Что и где можно купить»
23 СЛАЙД
Деньги.
Бюджет семьи. Доход. Расход.
-Познакомить детей с понятием - деньги;
-Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение/уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
-Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
Чтение и обсуждение произведения К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Валюта - деньги других стран»
Азбука финансовой грамотности (игры) : «О семейном бюджете», «Доходы и расходы
Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
Изготовление атрибутов для игр.
24 СЛАЙД
Беседы: «Зачем людям нужны деньги?»,
(изготовили деньги для игры «Магазин»)
25 СЛАЙД
Познакомила детей с понятием – деньги. Учились различать достоинство купюр.
26 СЛАЙД
Беседа «Валюта - деньги других стран»
27 СЛАЙД
Смотрели мультфильмы: «Азбука денег тетушки Совы», «Азбука финансовой грамотности», Фиксики «Деньги», «Как делают деньги».
Презентации: «История денег», «Путешествие Бублика и Копеечки», «Экскурсия в банк».
28 СЛАЙД
Сюжетно – ролевая игра: «Семья»
29 СЛАЙД
Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия
30 – 31 СЛАЙД
Бюджет семьи. Доход. Расход
32 СЛАЙД
Список литературы
Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с. 5.
Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.