Получи документы

Консультация для педагогов «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»

Елена Маклакова
Консультация для педагогов «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка – «самое эмоциональное искусство», как говорил советский педагог и музыкант Д. Б. Кабалевский. Ёе сила воздействия на человека удивительно огромна. Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. *

Темочки:

Ученые установили, что прослушивание музыкальных произведений

оказывает воздействие практически на все умственные и физические

процессы. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в

эмоциональном теле. В зависимости от жанра и характера она возвышает или успокаивает, вдохновляет или расслабляет.

Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. Музыка снимает стрессы, активизирует работу правого и левого полушарий головного мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является важной составляющей воспитательной системы в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, музыка является одним из прекрасных и очень сильных средств, для воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому она должна сопровождать детей в течение всего дня: не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики, на других непосредственно организованных занятиях. Один из интересных вариантов использования потенциала музыкального искусства в детском саду связан с фоновой музыкой.

Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом», на занятиях и в режимных моментах ДОУ.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, инструктор по физическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей. Это могут быть лучшие образцы классической музыки, музыка из детского «золотого фонда

Являясь одним из доступных методов психологопедагогического воздействия на ребенка, фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности,

повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества

усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного

материала, предупреждение усталости, утомляемости.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во

время психологических пауз и физкультурных минуток.

Естественное, непринужденное включение музыки в детскую

деятельность делает жизнь ребенка ярче, разнообразнее, дает детям

возможность применить знания, полученные ими в процессе обучения.

Так, фоновое звучание музыки можно использовать, как для активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов.

Здесь фоновое звучание музыки создает у детей эмоционально

благоприятное состояние, комфорт, положительный микроклимат в группе.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.)может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми.

- При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

- При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

Занятие Степень активности восприятия музыки

Математика Пассивное

Ознакомление

с окружающим миром Активное и пассивное

Развитие речи Активное и пассивное

Ручной труд Пассивное

Конструирование Пассивное

Рисование Активное и пассивное

Физкультура Активное и пассивное

ИТАК: В каких режимных моментах, может звучать музыка?

Это:

• Утренний подъем, умывание;

• Утренний прием;

• Утренняя гимнастика;

• НОД;

• Подготовка ко сну (засыпание);

• Пробуждение после сна (подъем);

• Музицирование в свободной деятельности;

• Элементы релаксации;

Время звучания фоновой музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.

Рассмотрим значение применения фоновой музыки в режимных моментах.

Утренний подъём детей.

Можно посоветовать родителям использовать при подъёме своих детей тихую, ненавязчивую, спокойную музыку.

(«Жаворонок» М. И. Глинки).

Умывание.

Более бодрая, лёгкая, задорная музыка поможет ребёнку легче пробудиться и с хорошим настроением пойти в детский сад.

(«Венгерский танец № 5» Иоганна Брамса).

Утренний прием детей в детсаду.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. Уже при входе дети слышат нежную, спокойную музыку, видят приветливую улыбку воспитателя – такой приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей. вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Утренняя гимнастика.

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности.

Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, повышается жизненный тонус,это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается

на состоянии всего организма.

Прием пищи.

Звучание определенной музыки во время приема пищи может влиять на аппетит и даже изменять вкусовое восприятие; если музыка – негромкая и приятная, то еда будет более приятной.

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла.

Развитие речи

- Знакомя детей с русскими народными сказками

«Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка», «Колобок» и др. – исполнение небольших

песенок героев сказок, характеризующих персонажей.

- Знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», -

изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как

«скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как

тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь.

- Образы стихотворения тоже станут более яркими, понятными ребенку, если чтение сопровождать характерной мелодией.

Ознакомление с элементарными

математическими представлениями

Используют только звучание музыки фоном (т. е. пассивное восприятие).

Ознакомление с окружающим миром

Можно обратиться к музыке, характеризующей

явления природы. (дождь, метель, голоса птиц).

Во время знакомства с явлениями природы можно включить звуки дождя, журчание ручья, пение птиц, шум леса и т. д.

Художественно-творческая деятельность

Во время рисования - звучание музыкального произведения помогает активизировать восприятие образа, подобрать цветовые решения.

Лепка, Конструирование - можно напевать или включать знакомые песни в процессе или после изготовления поделки.

«Паровоз» Г. Эрнесакса,

«Строим дом» М. Красева,

«Самолет» Ю. Кудинова и т. д. в зависимости какую модель дети конструируют.

При рассматривании картин использование музыкального фона, поможет не только увидеть картину, но и услышать её.

- На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование быстрой, веселой музыки

позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Во всех видах образовательной деятельности рекомендуется

использовать музыку для создания положительного эмоционального настроя детей.

Например, при знакомстве с космосом уместно будет звучание космической музыки,

Музыкальное сопровождение может быть частичным:

• Для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;

• Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;

Музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент;

Музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

Используя музыку в непосредственной образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать следующее:

- задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

- музыкальные произведения следует чередовать каждые 2 – 3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2 – 3 месяца;

- перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса и конкретных воспитательно - образовательных задач;

- использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться

постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Наблюдения на прогулке.

Прогулку рекомендуется проводить под музыку : это и приятно, и здорово!

Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдая за птицами, можно напевать знакомые песни о птицах - «Я маленькая птичка», «Зима прошла»;

Наблюдая за погодой, можно исполнить песни о ветре, солнце, о снеге – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще.», «Солнышко лучистое» и т. д.

На прогулке воспитатель помогает детям организовать

подвижные игры с пением: различные хороводы, разученные на музыкальном занятии.

С удовольствием дети потанцуют под современные танцевальные мелодии. Для этого в настоящее время есть много веселых детских песенок и игротанцев с шуточными движениями. .

Дневной сон.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка).

Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, востанавливается дыхание, происходит эмоциональное расслабление.

Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются и прекрасно засыпают.

4. Гимнастика пробуждения

После дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Игровая деятельность

Музыка поможет разнообразить игровую деятельность детей.

Незаменима музыка в таких играх как «Концерт», «Театр», «Цирк», где дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Можно использовать различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода в сюжетно-ролевой игре. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле, поезде, самолете. Мальчикам, играющим в «солдатиков», можно предложить барабан для сопровождения военного парада.

Большой популярностью у детей пользуются музыкальные загадки,

которые загадываются с помощью музыкальных инструментов и игрушек.

- При помощи металлофона можно изобразить и ручеек, и ливень, и солнечные лучики;

- удары по треугольнику - это часы, капли дождя, сверкание снежинок;

- встряхивание погремушки – шум листвы, дождя, метель и т. д.

Загадки можно загадывать по очереди – сначала взрослый, потом дети. Очень нравятся детям игры с музыкальными инструментами, например «Угадай на чем играю», когда взрослый за ширмой играет на каком-либо инструменте, а дети отгадывают. Эту игру можно провести и по типу лото. «Музыкальное эхо» : дети повторяют ритмический рисунок, прохлопанный воспитателем.

Предложите детям своими руками изготовить музыкальные

инструменты из бросового материала. Так дошкольники приобретут полезные навыки ручного труда и смогут создать свой неповторимый оркестр необычных музыкальных инструментов.

Например, ненужные коробки из-под духов, кремов вместе с детьми заполните горохом или бусинками. Заклейте коробочку скотчем, украсьте разноцветной бумагой. Такой незамысловатый инструмент поможет изобразить шум ветра, шуршание мышки, шелест листвы.

Разнообразные музыкальные инструменты можно сделать из пластиковых бутылок, крышек, киндер-сюрпризов. Такие оркестровые импровизации благотворно влияют на формирование дружбы, товарищества в детском коллективе.

Игру в оркестре используют на сеансах музыкотерапии для снятия эмоциональных зажимов, агрессии. Ребенок, играя в оркестре, учится прислушиваться к игре товарищей, подстраиваться под нее, чтобы не нарушить гармонию, не испортить музыку. Хорошо вовлекать в

оркестровые импровизации детей, у которых не сформированы навыки общения, конфликтных детей, детей замкнутых, неуверенных в себе.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Регулярное использование музыки при проведении режимных

моментов приводит к тому, что дети самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому.

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.

Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего на дыхательную и сердечную деятельность.

Поэтому желательно подбирать произведения музыкальной классики.

Подбирая репертуар, следует учитывать, что фоновая музыка может выполнять разные функции:

Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку

Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»;

а также «Вальсы» И. Штрауса,

«Мелодию» А. Рубинштейна;

-для уменьшения раздражительности –

«Лунную сонату» Л. Бетховена,

«Грезы» Р. Шумана,

музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;

для общего успокоения –

«Колыбельные» И. Брамса,

«Аве Мария» Ф. Шуберта,

«Баркаролу», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского,

релаксирующая (расслабляющая) :

К. Дебюсси «Облака»,

А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета,

Глюк «Мелодия»,

Моцарт «Реквием»,

Сенс-Санс «Карнавал животных»,

.Шуберт «Вечерняя серенада»,

И. Брамс «Вальс №3»,

Р. Шуман «Детские сцены»,

«Грезы»,

Гендель «Музыка на воде»,

Глюк мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»,

тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) :

Бетховен увертюра «Эгмонт»,

Брамс «Венгерский танец №7»,

Дворжак «Славянский танец №2»,

Лист «Венгерские рапсодии»,

Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

Григ «Утро»,

Бах «Шутка»,

Штраус «Весенние голоса»,

Шопен «Прелюдии»,

Монти

«Чардаш»,

активизирующая (возбуждающая) :

Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть,

Бетховен «Увертюра Эдмонт»

Моцарт «Турецкий марш»,

Шопен «Прелюдия 1» опус 28,

Глинка «Камаринская»,

Моцарт «Турецкое рондо»,

успокаивающая (умиротворяющая) :

Шопен Прелюдиями минор,

Альбинони Адажио для органа и струнных,

Глинка «Жаворонок»,

А. Лядов «Музыкальная табакерка»,

Сенс-Сан «Лебедь»,

Шуберт «Серенада»,

Чайковкий «вальс цветов»

организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) :

Бах «Ария»,

Вивальди «Времена года»,

Прокофьев «Музыкальный момент»,

Моцарт «Гроза», симфония №40,

Шостакович «Прелюдия и фуга фа минор»,

Чайковский «Времена года».

Вывод.

Таким образом, интересная, разнообразная по характеру фоновая музыка, звучащая не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, активизирует творческое мышление, повышает качество усвоения знаний.

В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.

Используемая литература:

1. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007год

2. Радынова О. Произведения классической музыки в работе с детьми // Дошк. Воспитание. 1991. № 2, 10.

3. Музыкальное воспитание дошкольников. О. П. Радынова, А. И. Катинене. Издательство: Академия Москва,1998год

Публикации по теме:

Фотоотчет «День открытых дверей. Режимные моменты»Фотоотчет «День открытых дверей. Режимные моменты» Фотоотчет "ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" В нашем детском саду есть замечательная традиция: каждый год в конце октября мы проводим день открытых.

Фотоотчёт «Режимные моменты. Дежурство по столовой»Фотоотчёт «Режимные моменты. Дежурство по столовой» Фотоотчёт "Режимные моменты. Дежурство по столовой. Дежурство - форма организации труда детей, которая требует от ребёнка самостоятельности,.

Картотека игр «Режимные моменты»Картотека игр «Режимные моменты» "УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ" С добрым утром,глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись?.

Конспект: Режимные моменты в детском саду: Подъем детей после сна и закаливающие процедуры. Конспект: Режимные моменты в детском саду: Подъем детей после сна и закаливающие процедуры. Самый драгоценный дар, который человек получает.

Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада»Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада» Лето — замечательное время года, прекрасный оздоровительный для наших детей. Мы педагоги должны создать условия для укрепления здоровья.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для родителей «Советы родителям об участии в жизни детского сада» Как нам, воспитателям не хватает родителей, которым не все равно, чем занимаются их дети в детском саду! Когда ребёнка приводят к семи часам.

Коротенькие стихотворения (режимные моменты) Представляю Вашему вниманию, коротенькие стихотворения, которые можно использовать в режимных моментах с детьми раннего дошкольного возраста.

Консультация «Режимные моменты во время прогулки с детьми второй младшей группы»Консультация «Режимные моменты во время прогулки с детьми второй младшей группы» Прогулка с детьми в нашем детском саду традиционно начинается с наблюдения. Но сегодня, мои маленькие исследователи, самостоятельно нашли.

Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!»Режимные моменты в жизни младшей группы «В первый раз — в детский сад!» «Цыплята». Обысова Оксана. Наша группа "Цыплята"! Добро пожаловать! Вот и подрос ваш "цветочек"! Пора "открывать" этот мир вашему ребёнку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 07:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маклакова (УИ 717119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД