Ирина Качулина
Фольклорный праздник как основа приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колокольчик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«Фольклорный праздник – как основа приобщения детей к истокам русской народной культуры»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
составитель: музыкальный руководитель Качулина И. А.
Введение
Публикация «Фольклорный праздник как основа приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Современная наука признает детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия.
«Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В. М. Бехтерев.
Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В. А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа.
В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развитии творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводиться сегодня все более заметное место. В качестве основных средств воспитания детей народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, народные праздники и традиции.
Народный фольклор как средство патриотического воспитания детей сегодня имеет государственное значение.
Ведь патриотизм – это такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности к своей Родине, сознании ее величия и славы, богатого культурного наследия.
Именно с раннего возраста необходимо развивать у детей любовь к народным традициям, обычаям, обрядам. В игровой форме вырабатывать у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышают общий уровень культуры.
Главный акцент в программе ставится на формирование навыков, которые пригодятся обучающимся в любых сферах общения, повысит его активность, инициативу, творческие способности. А также сумеет помочь в формировании гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится и к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе.
Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство. В них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значить восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями облагораживают. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.
Задумались над проблемой – как эффективнее создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть не похожими на других, разбудить их фантазию, максимально реализовать их творческие способности, используя родную русскую культуру.
Тема была новой, нетрадиционной, неизученной, а представления детей о народной культуре отрывочны и поверхностны. А ведь если вместо целостной культуры ребенок получает в качестве питательной среды хаотичный набор элементов разных праздников, традиций, игр, обрядов, то это таит в себе угрозу развития равнодушия. Дети зачастую становятся глухи к добру, сочувствию. Сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.
Учитывая приоритетное направление МДОУ (художественно-эстетическое развитие детей через культурно-историческое наследие, а также использование инновационных креативных народно-педагогических технологий в музыкально-образовательной работе с детьми, позволило разработать программу: «Фольклорный праздник – как основа приобщения детей к истокам русской народной культуры и средство музыкально – эстетического воспитания и телесно-духовной гармонизации личности».
А детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, несет в себе огромный воспитательный заряд. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию русские песни, заклички, потешки легко запоминаются. Они забавляют ребёнка, и вместе с тем, многому учат.
Окружающая действительность и социальная среда нашего дошкольного учреждения дает возможность реального приобщения детей к родной культуре. Наш городок стоит на берегу могучей прекрасной сибирской реки, окружено разнообразным природным ландшафтом, что так благотворно влияет на человека. Провинциальность и глубинка нашего городка таит много не утраченных, не забытых песен, игр, хороводов, традиций. Дети имеют возможность воочию видеть, изучать многих представителей животного мира, которые являются главными образными персонажами фольклорных форм. Оказалось, что многие педагоги нашего учреждения являются прекрасными рассказчиками русских народных сказок, потешек, небылиц, исполнительницами русских народных песен, частушек, танцев, игр.
Так возникла проблема – как эффективнее организовать знакомство детей с русской народной культурой.
1.1. Нормативно-правовое основание образовательной программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.20125 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1115 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013.№1014.»Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13»;
• Основная образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Колокольчик» с приоритетным направлением : художественно-эстетическое развитие детей через культурно-историческое наследие.
• Лицензия на право ведения образовательной деятельности.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
1.2.1. Актуальность программы.
Программа актуальна и перспективна, так как дает возможность создать свою воспитательно-образовательную систему по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Составление и работа по календарю фольклорных и народных праздников позволяет :
• ярко и доходчиво ознакомить детей с национальной культурой своего народа, русским фольклором – песенным, танцевальным, игровым, эпическим;
• систематизировать отбор содержания праздников по каждому виду музыкальной деятельности, познакомить детей с народными праздниками годового цикла;
• сформировать у детей целостность этических и эстетических идеалов родной культуры, системы культурных ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения, что очень важно для становления личности ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни.
Методы и формы фольклорных праздников дают возможность в процессе подготовки объединить весь коллектив, организовать совместную деятельность, систему взаимной помощи.
Решая задачи, поставленные перед современным дошкольным образовательным учреждением, данная программа способствует:
• познавательному, речевому, музыкально-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей;
• имеет значительно большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что дети основную часть времени проводят в дошкольном учреждении, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью их естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив её.
1.2.2. Новизной данной программы является:
• создание системы музыкально-эстетического воспитания детей на основе празднично-игровой культуры русского народа;
• организация фольклорных праздников как основы приобщения детей к истокам русской народной культуры в разнообразных видах музыкальной деятельности;
• составление народного праздничного календаря с отбором наиболее характерных для региона праздников, традиций, обрядов, игр.
Программа построена по концентрическому принципу.
Данный способ позволяет один и тот же материал излагать несколько раз, с углубленным изучением материала.
1.2.3. Ведущая педагогическая идея программы:
• приобщить детей к культурному богатству русского народа через фольклорные праздники, объединяющие в себе почти все элементы фольклорного воспитания.
Так как именно в празднике наиболее ярко представлены традиции, обряды, отражающие быт, труд и отдых русского народа, явления природы, связанные со сменой времен года, поведение птиц, насекомых, растений, отношение взрослых и детей различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
1.3. Ожидаемые результаты освоения программы.
Атмосфера увлеченности народными песнями, играми создаёт условия для проявления у детей творческого начала.
Широкое внедрение данной программы в работу дошкольного учреждения привлекает детей к мысли о таких нравственных понятиях и общечеловеческих ценностей, как:
• добро, красота, храбрость, любовь к Родине, трудолюбие, верность, забота, нежность, любовь, вера в будущее;
• у детей формируется устойчивый интерес к народному искусству, а полученные знания, навыки и умения дети используют в повседневной жизни.
В результате происходит расширение степени свободы ребёнка, его способностей, прав и перспектив, то есть раскрывается горизонт новых знаний в мире музыки, что и создаёт условия для свободного самовыражения в разных видах музыкальной деятельности.
1.4. Адресная направленность:
Жизнь в русле родной культуры не может быть навязана педагогу ни кем. Она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует огонёк родной культуры в себе самом.
Программа может быть использована творчески работающими воспитателями, музыкальными руководителями.
1.5. Условия реализации программы:
• создание условий для активного включения педагогов в деятельность, направленную на перестройку работы по ознакомлению детей с родной культурой : изучение специального материала об истоках, формах музыкального и устного фольклора, народного театра, элементах русских плясок, хороводов, игр, о обрядах, традициях и праздниках своего региона; посещение выставок народно-прикладного искусства, музеев, специальных лекций и занятий;
• организация особого рода среды, интерьера музыкальной гостиной, музыкального зала, наглядности, атрибутики;
• специальная подготовка педагогического коллектива в овладении особенными художественными средствами детского фольклора;
• тщательное составление конспектов занятий, сценариев фольклорных и обрядовых праздников – всего того, что постепенно складывается в систему.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации фольклорного праздника.
На первом этапе система работы в этом направлении требует организации особых условий. Создания обстановки средствами яркой образности и наглядности. Так как предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности должны быть национальными. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа. А это требует создание национальных костюмов, декораций, предметов быта, обстановки русской избы, атрибутов к праздникам.
На втором этапе, при знакомстве детей с народными традициями и детским фольклором, формы и способы подачи новой информации могут быть разнообразными. Это беседы, тематические музыкальные занятия, участие детей в обрядах, игах, хороводах, прослушивании народной музыки, обучение игре на национальных музыкальных инструментах. Когда ребенку доступно и понятно народное творчество, оно становится ему интересно.
В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени использовать непосредственное их участие в исполнении детских фольклорных форм.
Итогом работы с русским народным материалом являются фольклорные праздники. Постепенно отрабатывается содержание и методы их проведения для детей разных возрастов. Составляется народный праздничный календарь, разрабатывается его форма и способы реализации.
Праздник – особое состояние души. Совместные переживания, исполнительская деятельность, сюрпризность, неожиданные выступления взрослых (воспитателей, родителей, гостей, встреча с любимыми персонажами сказок, весёлые игры, подарки, доставляют необычайную радость детям, заставляют волноваться, восторгаться, чувствовать себя счастливым.
А фольклорный праздник – это Большая Игра, в ней примут участие все, кто придёт на неё.
И прежде всего дети – участники этой Большой Игры, в которой по-новому звучат, оживают, давным-давно созданные русским народом сказки, песни, хороводы, игры. Фольклорный праздник – это всегда дружное, общее действие всех. Дело, в котором нельзя делиться на хозяев и гостей, на исполнителей и зрителей. Детям на таком празднике весело потому, что они сами водят хоровод, сами поют, сами отгадывают и загадывают загадка, где каждый сразу и гость и хозяин.
Детям не понадобятся одевания и переодевания: все участники на празднике уже в костюмах. Праздник проводится целиком в зале, в окружении детей. Он обретает более цельный характер и не выделяется как маленький спектакль. Такая форма наиболее соответствует духу народного фольклорного праздника.
Особенность фольклорного праздника – это праздник для всех. Каждый ребёнок в этот день должен чувствовать себя интересным, сильным, смог доказать на что он способен. Поэтому отбирается фольклорный материал исходя из его художественной ценности, интереса к нему детей и дополняется новым, современным по образному содержанию творчеством, не загружая детей ненужной информацией.
Форма фольклорного праздника даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня подготовленности. Каждый ребёнок развивается в том темпе, каком он может. В подготовке фольклорного праздника учитывается, что это не спектакль, а Большая Игра, в которой упор делается на инициативу и импровизацию детей, которая уводит их от зубрёжки, необходимости заучивания позы, движения. Педагог только помогает детям хорошо разобраться в «правилах игры», чтобы они поняли основной смысл задачи, цели праздника, характеры персонажей, юмор, заложенный в сказках, прибаутках, небылицах. Поэтому в праздник включаются разнообразные фольклорные формы : песни, заклички, считалки, потешки, прибаутки, хороводы, скороговорки, загадки, сказки, игры. Они веселят, обучают, развивают творческие способности и корректируют поведение детей. При отборе фольклорного материала максимально учитываются возрастные возможности и способности детей.
На фольклорных праздниках дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. Предварительно объясняется, обговаривается и обсуждается с детьми отдельный фольклорный материал, их поведение в тот или иной момент.
Для детей младшего возраста более доступными являются праздники, построенные на малых формах фольклора : потешки, пестушки, прибаутки, считалки.
А для старшего возраста, наряду с усложнением малых форм, включаются пословицы, поговорки, сказки, небылицы. Такие произведения устного народного творчества как заклички, приговорки встречаются очень редко, поэтому их надо обязательно использовать на празднике. При подготовке фольклорного праздника с детьми старшего возраста надо стремиться к тому, чтобы дети, основываясь на хорошем знании материала, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Организация фольклорного праздника предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчивых.
Так фольклорный праздник, та Большая Игра в которую играет педагог с детьми помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя. Так творческое участие ребёнка в фольклорном празднике повышает его компетентность, эмоциональный комфорт, является доступным средством телесного раскрепощения и творческого самовыражения в разных видах музыкальной деятельности.
Организационный раздел программы
3.1. Народный праздничный календарь
Система проведения фольклорных праздников по народному праздничному календарю позволяет фольклорному празднику стать не только средством создания праздничной атмосферы, но и ввести детей в особый мир празднично-игровой культуры русского народа путём его действенного познания, а также реализации музыкально-эстетического воспитания через родную культуру.
Народный праздничный календарь – это систематизация фольклорных праздников и фольклорного материала на основе празднично-игровой культуры русского народа. Праздничный календарь составляется согласно срокам народного календаря в форме циклограммы, где определяется:
• конкретные сроки проведения праздника, чтобы подготовка к нему позволила задействовать всех детей, применить различные виды деятельности, сориентировать на это родителей;
• название праздника, каждый фольклорный праздник организуется с использованием народных традиций, обрядов, характерных для соответствующего периода и данного региона;
• Конкретизация хода подготовки праздника и его проведения по возрастным группам.
Приложение №1
3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка
«В гостях у тётушки Матрёны»
Для того, чтобы дети познакомились с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями об истории и роли различных традиций, обрядах в жизни людей; связи поговорок и народных примет с трудом и т. п. программой разработана серия занятий «В гостях у тётушки Матрёны» В их подобран материал, где содержание методы соответствуют возрасту детей, разработан их план-сценарий, в котором всё доступно и интересно, так как знакомит их со всем материалом тётушка Матрёна. Образ русской хозяйки, с соответствующим внешним обликом, манерой общения и строем речи. Такой может стать одна из воспитателей, увлечённая проблемой приобщения детей к родной культуре. Перед ней ставится задача более глубокого овладения особенностями национальных обрядов и традиций, особенностями народной речи данного региона, так как знакомство с красочным народным языком и бережное к нему отношение – один из существенных эстетических и воспитательных моментов фольклорного праздника.
Для большей доступности фольклорных произведений, особенно малышам, на занятиях используются игровые персонажи животных, сказочных героев, народный театр кукол. Тётушка Матрёна вступает с ними в живой диалог, спорит, разговаривает и выполняет связующую роль между ними и детьми.
Однообразие убивает желание у детей играть, петь, танцевать. Занимаясь с детьми, надо все время придумывать какие-нибудь, как говорят современные дети, «фишки», «фенечки», чтобы с ними и контакт найти, и чтобы им было интересно. Так помогут «волшебные мешочки». Главное в них живут куклы-домовята, куклы обереги и обрядовые и ещё узнаваемые зверушки данного региона. Куклы не простые: они знают всех детей по именам, кого-нибудь подзовут к себе, поздороваются за руку, поговорят, и даже предложат поиграть. Со временем какие-то куклы заменяются, становятся любимыми, и им ребята с удовольствием рассказывают о себе, приглашают в гости на праздник. Так прокладываются первые тропочки взаимопонимания, доверия и творчества.
Организация таких занятий развивает у детей при знакомстве с фольклором :
• интерес и внимание к окружающему миру,
• любовь к родной природе,
• национальному искусству,
• обогащает словарный запас типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами,
• обеспечивает накопление собственного музыкального опыта,
• предполагает активность самих детей,
• расширяет у них чувство повседневного эмоционально-положительного контакта, общения взрослых и детей,
• помогает расслабиться, снять напряжение,
• создаёт радостную атмосферу.
А организация творческих заданий на фольклорном празднике, с целью применения детьми полученных знаний на занятиях, непосредственно в той или иной музыкальной деятельности, способствует лучшему пониманию народного искусства, пробуждает желание у детей овладевать особенностями народного мастерства.