Наталья Горковенко
Родительское собрание для младшего школьного возраста «Фольклорные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Горковенко Н. В., воспитатель,
Кваскова Т. В., воспитатель,
Баландина Ф. С., музыкальный
руководитель
МБОУ «Усть-Вельская СШ № 23»
структурное подразделение
«Детский сад № 58 «Сказка»
д. Горка-Муравьевская
Родительское собрание «Фольклорные посиделки»
(младший дошкольный возраст)
Цель:
Публикация «Родительское собрание для младшего школьного возраста „Фольклорные посиделки“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных форм, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1) уточнить названия жанров фольклорных произведений;
2) расширить значение фольклора в развитии ребёнка;
3) учить применять разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами в семейном воспитании.
Оборудование:
музыкальный центр; картотеки потешек, пословиц, скороговорок.
Музыкальный зал оформлен в стиле «Горницы».
На столе - самовар, баранки, чашки с блюдцами…
Звучит песня «Во горнице».
Хозяюшка.
1) Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
2) Чувствуйте себя, как дома!
3) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
4) Гостю – почет, хозяйке – честь!
5) Редкий гость никогда не в тягость!
6) Красному гостю - красное место!
7) Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
6) Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
(Родители проходят и садятся за накрытый стол).
Хозяюшка. (Садится вместе с родителями за стол).
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка.
Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице! Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам для размышления такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество».
- Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение- фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение (из уст в уста). Кто их сочинял неизвестно (народ).
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Чтобы вам было легче и интереснее вспоминать, я предлагаю вам написать на вот этих вот лепесточках жанры устного народного творчества, которые вы сможете вспомнить. Даю вам подсказку-количество листочков роздано неспроста, а именно столько жанров существует, сколько лепестков мы вам дали. Как напишете свои варианты, будьте добры, сложить из полученных лепестков чудесную русскую ромашку.
(родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).
1) Потешки.
2) Считалки.
3) Колыбельные песни.
4) Пестушки.
5) Прибаутки.
6) Частушки.
7) Заклички.
8) Дразнилки.
9) Небылицы (перевертыши).
10) Скороговорки.
11) Пословицы.
12) Поговорки.
13) Загадки.
14) Песни игровые и хороводные.
15) Фольклорная сказка : о животных; волшебная; бытовая (новеллистическая).
16) Приговорки.
Применяете ли Вы народный фольклор в общении с детьми дома? Если да, то, какие жанры? Когда и как?
Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору? (Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей -это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его -это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, в других настраивает на смех и юмор. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость.
В чем ценность фольклорных произведений для детей? (учит добру, отзывчивости, наблюдательности (наблюдения над природой и жизнью людей).
Звучит музыка «Веники»
Входит Бабушка – Забавушка.
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-Здравствуй, Хозяюшка – матушка!
- Здравствуйте, люди добрые! (поклон).
В гости к вам пришла я, Бабушка – Забавушка. Зашла на огонек… Думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пятак подарить.
Бабушка – Забавушка.
Во поле во долинушке
Выросла калинушка
Взрослые в поле пришли
Хороводы завели.
Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.
(Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…». Хоровод вместе с Хозяйкой.)
Звучит музыка «Во поле береза стояла…»
Бабушка – Забавушка.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.
Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!
1) Подбери по смыслу.
Уважаемые мамочки! Давайте представим, что вот эта кукла – наш любимый малыш. Я показываю вам картинки с изображенными на них жизненными ситуациями (моментами) и предлагаю подобрать к ним потешку, приговорку, которую Вы используете в речи с вашим малышом в конкретной ситуации.
(Кукла передается по кругу и родители проговаривают ту или иную потешку).
2) Узнай и назови.
Наши малыши очень любят рассматривать книги с иллюстрациями и даже узнают героев тех или иных произведений…. Давайте проверим, сможем ли мы подобрать соответствующую иллюстрацию к зачитанным потешкам (см. Приложение 1)
Предлагаются иллюстрации фольклорных произведений. Зачитываются потешки-отрывки с номерами, а родители поднимают соответствующую иллюстрацию.
3) Закончи пословицу.
В пословицах – мудрость и красота. Без них не обойдется ни ребенок, ни взрослый. Пословица развивает и обогащает речь. В пословицах найдешь ответы на многие свои вопросы. Пословицы мы будем использовать позже для развития речи наших детей, применяя их в каждой конкретной ситуации. А сейчас проверим, насколько мы сами хорошо знаем пословицы….
Начать пословицу (см. Приложение 2, показать картинку, а родители заканчивают ее.
4) Театрализация.
Есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. В эти игры любят играть наши малыши, изображая персонажа под чтение потешек. (Родители делятся на 3 команды, каждая команда поочереди вытягивает потешку, показывают героя под чтение потешки) (см. Приложение 1)
5) Темная лошадка.
Уважаемые родители! А насколько мы с вами владеем речью и умеем объяснить, описать так, чтобы нашим малышам, да и не только им стало понятно?
Из другого мешочка каждая из 3 команд достает бумажку с именем героя. Показать мимикой, движениями, жестами персонажа потешки, сказки, не называя его.
6) Туесок скороговорок.
Развивая речь, наши малыши начинают делают артикуляционную гимнастику (см. Приложение 3) и даже пытаются проговаривать чистоговорки и скороговорки. А насколько мы с вами «владеем своим языком»?
Бабушка – Забавушка.
Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей (см. Приложение 4).
Каждый родитель зачитывает скороговорку (быстро и эмоционально).
Хозяюшка.
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей. Все вы знаете, что нашу родину Россию символизирует игрушка матрешка, мы предлагаем вам почувствовать себя исконными русскими мастерицами прикладного искусства и расписать по матрешке (см. Приложение 5)
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов.
Всем нам здорово пришлось сегодня потрудится,
Умудрились мы и повеселиться
Бабушка – Забавушка.
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют
Всех потешают.
Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…» (см. Приложение 6)
Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, игры, в которые вы играли в детстве… (Ответы родителей).
Давайте и мы с вами встанем и сыграем в игры: «Мы ногами – топ – топ –топ», «Зайка серенький сидит». Ваша задача – соотносить свои движения со словами песенки.
Звучит музыка.
Хозяюшка.
Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становимся добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!
А чтобы вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу мы дарим вам памятку «Потешки для Вашего малыша», где подобраны потешки, которые вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.
Хозяюшка.
(Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать)
И Ольга Николаевна приди,
И Оксана Геннадьевна приди,
И Юлия Сергеевна приди,
И Елена Валентиновна приди,
А Екатерина Александровна – ну, пожалуйста,
Стала Хозяюшка гостей угощать
Ольге Николаевне баранку,
И Оксане Геннадьевне баранку,
И Юлии Сергеевне баранку,
А Елене Валентиновне – мятный пряничек.
Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Чаепитие с родителями у самовара.
Список используемой литературы
1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.
2. Бердникова Н. В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Н. В. Бердникова – Ярославль: Академия развития. 2005.
3. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, сказки, игры. /Составитель Науменко Г. М. – М. : Советский композитор, 1984.
4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Князева О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», 2016 г.
6. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.
7. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.
8. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1996 -224с.
9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 2002.
10. https://www.ostroumka.ru/kopilka-znaniy/razvitie-rebyenka/folklor-dlya-malyshey-skazki-poslovitsy-poteshki-pribautki-pestushki/
11. https://www.maam.ru/
Приложение 1
Потешки
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
* * *
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот –
Разогнал весь хоровод!
* * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ё жи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Заря-заряница
По морю ходила.
По морю ходила,
Ключи обронила.
Её ключи –
Золотые лучи.
***
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками – хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
- Совушка-совушка,
Большая головушка.
Где ты живала?
Где ты бывала?
-Живала я, совушка,
Большая головушка,
В тёмных лесищах,
В глубоких дуплищах.
***
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна!
Приложение 2
Пословицы
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- По одежде встречают, а по уму провожают.
- Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
- Одно голова хорошо, а две лучше.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Старый друг лучше новых двух.
- За много дел не берись, а в одном отличись.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Что летом уродится, всё зимой пригодится.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Слезами горю не поможешь.
- Мал да удал.
- Здоровье дороже денег.
- Яйца курицу не учат.
Приложение 3
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Птенцы» («домик открывается»)
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнение «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Упражнение «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Упражнение «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
Упражнение «Шарик»
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Упражнение «Самовар»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Упражнение «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Приложение 4
Скороговорки
1. Сшила Саша Сашке шапку.
2. Шесть мышат в камышах шуршат.
3. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
6. Слишком много ножек у сороконожек.
7. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
8. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
9. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
10. Наш Полкан попал в капкан.
11. От топота копыт пыль по полю летит.
12. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
13. На дворе трава, на траве - дрова.
14. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
15. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.
Приложение 5
Приложение 6
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
Подвижная игра «Гуси – гуси»
Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик, а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.