Татьяна Яковлева
Проект «Фольклор для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Фольклор для малышей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Сибирячок"
628433 Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. г. т. Белый Яр, ул. Некрасова, 23-А.
1младшая «А» группа «Колобок»
Воспитатель: Т. Ю. Яковлева
Вступительное слово:
«Человек – существо духовное, его душа стремится к лучшему, к красоте, к истине». (К. Ушинский)
Публикация «Проект „Фольклор для малышей“» размещена в разделах
Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства.
Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе
лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Через близкое и родное творчество своих предков, а именно через устное народное творчество мы должны начинать развивать духовно-нравственные качества в маленьком человеке, начинать первоначальное эстетическое воспитание.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.
2 слайд:
Паспорт проекта :
Тема: «Фольклор для малышей».
Тип проекта : познавательный –игровой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели и родители детей
3 слайд:
Предполагаемые результаты:
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
4 слайд:
Актуальность:
В век высокой технологии, компьютеризации, в речь внедряются все больше иностранных слов, компьютерных терминов. А язык компьютера лишен окраски, образности. Да и русский язык постепенно теряет свою красоту, свою звучность, эмоциональность.
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
5 слайд:
Цель:
Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге, тем самым, развивать в них духовно-нравственные качества.
6 слайд:
Задачи:
1. Повышать интерес к русским народным потешкам;
2. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;
3. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
4. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;
5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;
6. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
7 слайд:
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
- Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение, провести анкетирование;
- подбор фольклорного материала, адекватного возрасту детей;
- составление картотеки потешек для всех режимных моментов;
- подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям;
- постановка целей и задач по данной теме.
8-14 слайды:
2 этап – основной:
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, заучивание, рассказывание потешек. Использование их во всех режимных моментах;
2. Беседы по содержанию потешек;
3. Проведение дидактических и развивающих игр;
4. Изодеятельность (лепка и рисование);
5. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
6. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки»;
15-16 слайды:
Совместная деятельность с родителями:
1. Консультация «Знакомим малышей с фольклором»;
2. Консультация «Влияние фольклора на развитие речи детей 2-3 лет»;
3. Чтение потешек детям дома;
4. Заучивание потешек вместе с детьми;
5. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки»;
6. Помощь в оформление книжного уголка по русскому фольклору.
17-19 слайды:
3 этап заключительный:
1. Подведение итогов проекта;
2. Изготовление альбома с рисунками «Наши любимые потешки»;
3. Оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т. д.
20-22 слайды:
Полученные результаты:
В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к
устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их
узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. У детей начали проявляться нравственные черты характера,такие как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность. Таким образом, мною был сделан вывод, что малые фольклорные формы для маленьких несут в себе красоту, любовь, помогают быстрее и легче овладеть речью.
Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников, они приняли участие в изготовлении альбома «Наши любимые потешки», а так же в оформлении книжного уголка по русскому народному фольклору для детей.
Литература:
1. Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996г.
2. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2006 г.
3. Л. Стрельцова «Литература и фантазия» 2005 г.
4. Т. Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» 2004 г.
5. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №7, 2011 г.
6. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-narodnogo-folklora-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
7. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac57.htm
8. https://open-lesson.net/3082/