Татьяна Кузнецова
Проект «Фольклор — душа народа» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида»
Проект «Фольклор душа народа»во II младшей группе «Колокольчик»
Воспитатель: Кузнецова Татьяна Юрьевна
Актуальность:
Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Публикация «Проект „Фольклор — душа народа“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное раз-витие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Зна-комство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во все-стороннем развитии.
Детский фольклор необходим в работе воспита-теля, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора, а именно фольклора Псковской области, в детском саду позволяет зало-жить фундамент патриотического воспитания детей, уважение к традициям своего края, психофизи-ческое благополучие ребенка, определяющее успешность его общего развития в дошкольный период дет-ства.
Цель проекта :
Развитие речи у детей младшего возраста, приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям.
Задачи проекта :
1. Формировать представление младших дошкольников о куль-турных ценностях, и народных традициях средствами псковского народного фольклора.
2. Познакомить детей с народным фольклором Псковской обла-сти, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.
3. Расширить и активизировать словарь детей.
4. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи сред-ствами псковского народного фольклора.
5. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к псковскому фольклору.
6. Развивать мышление, умение подхватывать и читать зна-комые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки, заклички…
7. Создавать необходимые условия развивающей среды и
доброжелательную атмосферу для всестороннего развития
ребенка.
Масштаб проекта :
Групповой, подгруппами по 8-10 детей.
Вид проекта :
Практико – ориентированный
Продолжительность проекта :
Краткосрочный
Участники проекта :
- Дети II младшей группы «Колокольчик»,
- родители воспитанников,
- педагоги.
Срок реализации:
Октябрь 2015 года.
Основные направления реализации проекта :
- разработка этапов проектной деятельности;
- разработка примерных конспектов образовательных ситуаций;
- создание предметно-развивающей среды;
- организация форм работы с родителями в
процессе реализации проекта.
Ожидаемый результат:
1. Положительные эмоции, веселое, бодрое настроение.
2. Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, считалок в игры и в повседневную деятельность.
3. Сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
4. Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
5. Сформируется интерес к устному народному творчеству.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Мотивационный этап:
Дети входят в группу и видят : на столе лежат маски бабки, деда, козы, волка, медведя, зайчика и рядом книга.
Воспитатель спрашивает:
- Ребята, вы знаете, какая сказка к нам пришла в гости?
Дети отвечают: нет.
Воспитатель:
- Хотите узнать какая это сказка?
Дети отвечают: да.
Воспитатель: тогда давайте прочитаем сказку и узнаем про кого она.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
- Составление плана работы над проектом.
- Организация предметно-развивающей среды в группе.
- Подбор фольклорного материала Псковской области, адекватно возрасту детей.
- Составление картотеки потешек, сказок, считалок, игр, загадок, колыбельных, закличек Псковской области.
- Подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям.
- Подбор художественного слова для создания игровой ситуации.
2 этап. Основной.
Организованная деятельность в разных видах детской деятельно-сти:
1. Сказка «Коза - дереза»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой Псковской области
2. Сказка «Заячья елка»
Цель: познакомить детей с новогодней Псковской сказкой Ирены Панченко
3. Сказка «Березовый сок»
Цель: познакомить детей с Псковской сказкой Ирены Панченко
Организованная деятельность в режимных моментах:
1. Театрализованная деятельность: сказка «Коза дереза»
Цель: развивать умение инсцениро-вать отдельные фрагменты сказки, развивать эмоцио-нальность, вырази-тельность речи
2. Кукольный театр сказка «Коза - дере-за»
Цель: закрепление знания сюжета сказ-ки
3. Считалки :
«Считала - собирала»; «На золотом крыльце сидели»
Псковский фольклор
4. Русская народная игра «Волк и овечки» Псковский фольклор
5. Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр сказка «Коза дереза»
Цель: учить инсценировать последовательно сюжет сказки
6. Лепка: «Зайчики под елкой»
Цель: учить лепить зайчиков конструк-тивным способом
7. Аппликация коллективная «Зайчики на полянке»
Цель: вызвать инте-рес к созданию об-щей композиции
8. Лепка «Ежик»
Цель: учить изготавливать ежика из пластилина с игол-ками из природного материала (семечки)
9. Рисование: «Колючий еж»
Цель: учить рисо-вать иголки ежику
10. Создание книги: «Сказки Псковской области»
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды:
1. Создание предметно – развивающей среды в группе
2. Подборка материалов
3. Разукрашивание : «Козушка - белоногушка»
4. Рисование животных при помощи трафаретов, разукрашивание
5. Самостоятельное инсценирование сказки «Коза дереза» с использованием пальчикового театра
6. Рисование украшений для елки (бусы)
7. Рисование по трафаретам «зайчики»
Цель: учить различать большой - маленький, белый - серый.
8. Панно: «Подарок для белочки» (коллективная аппликация)
Цель: учить наклеивать готовые формы (грибы)
Взаимодействие с родителями:
1. Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр)
2. Знакомство с планом работы по проекту
3. Папка – передвижка для родителей: «Фольклор в семье»
4. Чтение потешек детям дома
5. Заучивание потешек вместе с детьми
6. Презентация содержания проекта для педагогов и родителей.
7. Презентация для родителей книги : «Сказки Псковской области»
3 этап.
- Создание книги «Сказки Псковской области»
- Презентация содержания проекта для педагогов и ро-дителей.
Сказка
«Коза-дереза»
«Ну, жил дед с бабой. Што ж. Была у их каза. Надаела бабе каза.
– Дед,режьказу!
Ну, ланна, што ж, нада слушатьца старуху. Взял, стал резать. Стал резать казу – каза вырвалась, убегла в лес. Убегла в лес, прибегла – стаит хатка. Ана в эту хатку улезла.
Ну што ж. Паживает. Являетца зайчик. Стук-стук.
– Кто там?
– Я – зайка.
– Я – каза-диряза. Тапу-тапу нагам, закалю рагам! Ну што, заяц спугался, убег. Идёт зайчик, плачет. Встрячает волка.
– Чаво ж ты, серенький, плачешь?
– А вот как же ня плакать? С хатки каза выгнала.
– Ну пайдём, выганим.
Ну, пришли. Стук-стук.
– Кто там?
– Я– волк.
– А я – каза. Тапу-тапу нагам, закалю рагам!
И волк спугался, убег. Ну што ж. Абратна зайчик плачет идёт. Встрячает мядведя. Мядведь:
– Чаво ж ты, зайка, плачешь?
– А вот так и так. Каза выгнала меня с хатки.
– Ну пайдём, выганим.
И тоже так, тоже:
– Кто ж там?
– Я–мядведь.
– А я – каза. Тапу-тапу нагам, закалю рагам!
И мядведь спугался. Ну и што ж. А патом идуть дальше, встрячають петуха:
– Чаво ты, зайка, плачешь?
– А я плачу, што вот холадна на улице.
– Ну, пайдём, выганим.
Являетца пятун. Ну: стук-стук.
– Кто там?
– Я–пятун.
– А я – каза. Тапу-тапу нагам, закалю рагам!
Ну што ж, а этыт пятун:
– А я – пятун-тапатун! Иду у красных сапагах, нясу касу на плячах. Палязай, каза, с печи, галаву снясу па плечи!
– Ой, пусти-пусти-пусти-пусти!
Так каза и убегла. Вот и асталися зайчик с петушком, и па сей день живут».
(д. Влазовичи, Себежский район, 1986).
Игра «Волк и овечки» : все садились в ряд, выбирали «пастуха» и «волка».
«– Пасу-пасу до вечера,
Домой гнать нечего.
Волку шкуринку,
А мне мясинку.
Волк-волк, где пить?
– Под кроватью».
Пока «пастух» ходит, «волк уносит овец», одну за другой, пока всех не переносит. Тогда «пастух» идет к «волку» :
«– Волк-волк, ти видел моих овечек?
– А какие они?
– Белые.
– Белые дорожкой бегли».
«Пастух» ищет «овечек», гонит домой. Тогда «волку» баню топят, «волка» в баню зовут.
«– Волк-волк, иди в баню.
– Какие дрова?
– Берёзовые.
– Не мой дух».
Отказывается идти, пока не скажут «волчья груша». Тогда «волк» идет в баню и его «парят» : ложится на пол, все его шлепают.
(Себежский район)
«Сщитала – сабирала»
Сщитала – сабирала,
На Божью расу,
На папову паласу.
Там чашки, ложки,
Мядок саладок,
Выйди вон, каралек.
Порховский район