Галина Петрова
Консультация для педагогов «Флэш-моб — танец как здоровьесберегающая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Батагайский детский сад «Солнышко» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия)
Мастер-класс
«Флэш-моб» танец как здоровьесберегающая технология
Петрова Галина Степановна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Дата: МАРТ 2017 год
Место: МБДОУ Батагайский детский сад «Солнышко»
Аудитория: музыкальный зал
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Участники: музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, дети ДОУ
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей современного человека у воспитанников.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы, музыки и песни из мультфильмов для танца «флэш-моб»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
3. Рефлексия.
I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
- Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с цитатой великого педагога В. Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
- В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников одной из базовых компетентностей современного человека – ответственное отношение к собственному здоровью.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ
- Что чувствует ребенок (воспитатель) после занятия (работы? (усталость).
- И нам необходимо не просто сменить деятельность, а снять накопившуюся усталость. В этом мне помогают элементарные народные движения. В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа. Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.
Предварительная работа: ознакомление с этапом занятия: заход, поклон, разминка, танец, выполнение якутского поклона, изучение позиции рук и ног, движения танца осуохай. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка и в конце как заминка.
- Их цель – восстановить моральные и физические силы, создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце, умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца.
- Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие. Как правило, Я буду называть элементы движений, используя якутский стиль названия элементов в народных техниках. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений.
Детям были показаны: I – подражательные движения, животных и птиц - - бег оленя; - элементы движения стерха; - заячий прыжок; - элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр - - «подскоки на опорной ноге»; - «прыжок через нарты»; - «метание»; II – движения имитирующие трудовой процесс - - «шитье»; - «доярушка»; - «плетенье кос»; - «охота»; - «лыжник»; - «колка дров». В ходе методики детям задаем следующие вопросы: 1. Как называется это движение?; 2. Что показывает, на что или на какое действие похоже?; 3. Почему эти движения нашли место в якутском танце? Определив у детей умения подражательства движениям народного якутского танца и уровня отношения к культуре народа саха, приступаем к процессу обучения якутскому танцу. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей танцевальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о движениях танца, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании танца со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.
Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Именно танец в якутском стиле способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не зажат строгими классическими хореографическими канонами (не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания). В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.
- Следующий прием, с которым я хочу поделиться – работа над качеством движения.
Обратите внимание на схему.
- Каждое движение рассматривается с 3-х позиций: сила, направление и время. Таблица дает некоторую подсказку определением движения.
- Рассмотрим несколько движений с точки зрения их характеристики.
(Показ и объяснение движений)
- Я попрошу Вас в своих группах создать хореографическую композицию, использую эти сведения по качеству движений. Хочу обратить Ваше внимание на то, что при постановке танца достаточно выбрать 3-4 качества для определения сути танца. Т. е. определенной музыке соответствуют определенные качества движений, и их перебор приведет к неправильному восприятию, к своеобразному хаосу. В то же время однообразные по времени выполнения и по силе выполнения движения внесут монотонность, и зрительский интерес будет потерян.
Это практически последний этап работы по изучению техники движений по плоскостям, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные танцевальные композиции.
Всем известно, что движения человека- это проявление его внутреннего состояния или характера. Этот этап работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через танец. Именно на этом этапе работы дети понимают, что танец - это не просто механическое выполнение или повторение движений за кем-то, а главным образом удовольствие от движения, возможность сказать о своих ощущениях и переживаниях через движение. У девочек старшего возраста это осознание происходит глубоко и весь процесс работы по созданию танца очень увлекает. Подчеркивать оздоровительное воздействие подобной работы я думаю излишне.
- Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?
- Создание танца – увлекательнейший процесс.
- Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).
- Для этого я использую специальные занятия в тренинговой форме, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть своими эмоциями и позитивно реагировать на любую ситуацию.
- Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.
Упражнение «Спина друга». Выполняется в паре.
- Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, опираясь спинами друг о друга, устоять.
Упражнение «Один в поле не воин». Выполняется всей группой участников.
- Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу, возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу «Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего.
Прием создает атмосферу сотрудничества и взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.
III. РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «»Флэш-моб» танец как здоровьесберегающая технология». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.