Елена Харалампиди
Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника
▼ Скачать
Методическая разработка
«Финансовая грамотность как составляющая
нравственного воспитания дошкольника»
(Сокращённый вариант. Полный вариант разработки можно посмотреть на сайте ДОО https://ds85.centerstart.ru/node/634
Авторы:
Харалампиди Елена Григорьевна – воспитатель МБДОУ
МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Публикация «Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Кулибаба Елена Олеговна – воспитатель МБДОУ
МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Новикова Ирина Олеговна - воспитатель МБДОУ
МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Пояснительная записка
Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Исследования зарубежных и российских учёных подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Проблемами финансово-экономического воспитания дошкольников за рубежом занимаются с конца XX века. В России внимание на проблему необходимости формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста было обращено в начале XXI века. В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением возможностей экономического образования и воспитания, формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста (Г. Л. Магилевская, И. А. Острикова, А. Ф. Аменд, Е. Е. Парамонова, Г. А. Бордовский, А. Д. Шатова и др.).
В настоящее время в нашей стране с 2011 года реализуется проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Разработана «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». В 2018 году совместно Банком России и Минобрнауки России разработана парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста создаёт условия для дальнейшего развития личности ребёнка на следующих ступенях, мотивации обучения в школе, для успешной социализации в обществе и применения полученных знаний в жизни, для адаптации к активной жизни в условиях рыночных отношений, а также является профилактикой асоциального поведения. Работа в данном направлении направлена на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.
Цель и задачи по формированию основ финансовой грамотности
Правильно выстроенная работа в детском саду по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста позволяет успешно решать основные задачи, обозначенные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
Цель: формирование первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов, оказание помощи детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь
Задачи:
- создать благоприятные условия развития детей через создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования элементарных экономических знаний
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс посредством введения ребёнка в мир семейного уклада и финансов
- формировать общую культуру личности детей
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования через взаимодействие с ДОО по изучению основ финансовой грамотности.
Особенности формирования основ финансовой грамотности
у детей дошкольного возраста
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
На этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании предпосылок или азов финансовой грамотности, которые впоследствии перерастут в способности управлять финансами и затем непосредственно повлияют на его будущее материальное благополучие.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не означает ознакомление его со специфическими понятиями в экономике. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, оформляется ценностная ориентация, это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Педагогу необходимо знать, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время. Поэтому формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме.
Поддерживая чувство «взрослости», которое, появляется у детей после 5 лет, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению жизненных ориентиров ребёнка дошкольного возраста. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.
Учитывая принцип сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность, воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
При выборе форм организации работы с детьми необходимо отдавать предпочтение тем, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и потребностям детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.
Так же целесообразно вводить в содержание обучения детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности региональную составляющую, что дает возможность познакомить детей с финансовым миром своего региона с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству. Предлагаемые детям игры по финансовой грамотности нужно сориентировать на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретного детского сада. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут быть экскурсии в учреждения ближайшего окружения, а также ярмарки, где дети знакомятся с её устройством и с тем, что на ярмарке можно продать свои поделки. Педагоги знакомят детей с видами труда взрослых на Кубани: сельскохозяйственный труд, хлебопекарное производство, чайное производство, современные экономические направления: сотовая связь, туристическая индустрия.
Формы и методы работы по формированию финансовой грамотности
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.
Получению детьми азов финансовой грамотности способствует использование в детском саду примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».
Особенностью использования в детском саду данной программы является определённая совокупность традиционных и нестандартных форм работы с детьми и взрослыми по формированию предпосылок финансовой грамотности. В работе с детьми педагоги детского сада используют активные и интерактивные методы, которые способствуют обогащению социально-коммуникативного, познавательного и нравственного развития старших дошкольников. В основе всех методов лежит игровая деятельность. Содержание деятельности выстроено по разделам программы : «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности детей и взрослых, при которой приобретённые навыки игрового общения дети свободно переносят в самостоятельную деятельность.
Мини-проекты – разработка и реализация проектов данной тематики позволяет детям самостоятельно или совместно с родителями открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью мини-проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов»
Финансовые задачи - мы предлагаем детям простейшие финансовые задачи и упражнения с регионально-экономическим содержанием, с которыми может столкнуться ребёнок. Они представлены в форме красочных раздаточных карточек с понятными рисунками и схемами, на которых ребё нок может работать: делать пометки, раскрашивать. Такой подход соответствует психолого-физиологической особенности мышления детей старшего дошкольного возраста, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Мультмарафон – просмотр, разбор и обсуждение сюжетов, фрагментов из мультфильмов, которые собраны в сборник мультсериалов об основах финансовой грамоты : «Уроки тётушки Совы», «Азбука финансовой грамоты. Смешарики», «Богатый Бобрёнок», «Фиксики. Деньги», «Сказка про лень», «Так сойдёт», «Бизнес Крокодила Гены», «Барбоскины и реклама», и др.
Ситуационные задачи – один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности в области финансовой грамоты. При решении ситуационной задачи происходит обучение на примере разбора конкретной ситуации. Этот метод лучше других учит детей решать возникающие проблемы с учётом конкретных условий и фактической финансовой информации.
Сказкодром – интерактивный банк обучающих сказок. Сказки в экономическом воспитании способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-
познавательные навыки.
Также при формировании основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста мы используем диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с окружающей образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта в мире финансов, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивная игра - это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Интерактивные технологии в ДОО включают в себя и использование компьютерных технологий, которые помогают сегодня знакомить ребенка с миром в разных его проявлениях. Компьютерные программы по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, используемые педагогами в детском саду, делают невозможное возможным: моделируют разные жизненные ситуации, которые нельзя воссоздать в реальном детском саду, помогая ребёнку узнать окружающий финансовый мир. Также мы используем мини-робот «Умную пчелу», для которой изготавливаем тематические поля для решения простейших финансовых задач.
Моделирование – наиболее перспективный метод освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребёнка, в том числе, и в ознакомлении с миром финансов. Эффективной формой моделирования является ментальная карта или «Умная карта». Составление умных карт детьми способствует успешному усвоению основ финансовой грамотности, структуры, связей, отношений в мире финансов, сохранение и воспроизведение по карте информации.
Дидактические игры – все задания по освоению основ финансовой грамотности предлагаются детям в игровой форме. Играя, дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономического воспитания и основ финансовой грамотности.
Ролевая игра, как разновидность основного вида деятельности детей дошкольного возраста игровой – разыгрывание воображаемой ситуации, которая даёт возможность ребёнку представить себя взрослым и воплотить свой взгляд, свое отношение, свои представления к данному событию с позиции разных её участников, взяв на себя какую-либо роль. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели со стороны.
Мобильные интерактивные мастерские - форма организации продуктивной деятельности детей и взрослых, с использованием интерактивных приемов, методов и технологий, позволяющих ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, знакомиться с профессиями взрослых, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. Работая в мастерских, дети имеют возможность погрузиться в мир труда взрослых, сделать что-либо своими руками управлять своей деятельностью, имеют возможность выбора видов деятельности, что всегда привлекательно для ребенка и позволяет полностью реализовать идеи развития его субъектных проявлений. В детском саду действует пять мобильных интерактивных мастерских: «Зелёная Аптека», «Кубанский пряник», «Кукольная мастерская «Берегиня», «Витражная мастерская», «Сувенирная фабрика».
Особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры, развлечения, конкурсы, где дети решают познавательные, практические, игровые и шуточные задачи. Логические задачи, задачи-шутки, частушки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
С целью ознакомления детей с трудом взрослых разных профессий мы проводим экскурсии на ближайшие объекты социума: в магазины, в пекарню, на почту, в аптеку, на рынок.
Базовые финансово-экономические понятия, доступные детям
старшего дошкольного возраста
Для детей 5-6 лет:
- Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга – ребёнок способен
понимать, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо, человек должен трудиться на протяжении всей жизни, что любой труд почётен. Результатом трудовой деятельности может быть овладение каким-либо мастерством или видом деятельности, оказание услуги кому-то, продукт деятельности, товар.
- Долг, должник, займ - ребенок должен осознавать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть. Воспитываем ответственность : если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
- Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата - понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – вознаграждение за проделанную работу. С помощью денег люди совершают обмен товаров и услуг. Виды денег (бумажные и металлические).
- Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство - ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
- Сбережения, копилка, кошелек - ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
- Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево – ребёнок способен разобрать цепочку «продажа – товар – цена – покупка».
Для детей 6-7 лет понятия дополняются:
- План, экономия - ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо
- Потребность, капризы, желание, возможность - ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и есть ли возможность, это купить
- Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки -
ребенок должен знать, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги
- Подарок, реклама - ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него
- Богатство, бедность, жадность, щедрость - ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Для ознакомления детей с данными понятиями целесообразно использовать примерный тематический план:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности
Ребенок 6-7 лет:
- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную;
- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он
живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- знаком с произведениями детской литературы;
- обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Список литературы:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.