Ирина Иванова
«Фильтрация воды». Конспект экспериментальной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Возраст: 6-7 лет
Образовательная область: познавательное развитие.
Программное содержание: развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование, воспитание экологической культуры дошкольников
Задачи:
Уточнять и расширять знания о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья, а также о значении воды в окружающем мире.
Публикация «„Фильтрация воды“, Конспект экспериментальной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Фильтрация, очистка воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Воспитывать бережное отношение к воде. Познакомить детей со способами очистки воды.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, эталон, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику, образное и логическое мышление, любознательность.
Формировать представления об основах безопасности жизни и правилах поведения на природе.
Методы и приемы: .
Словесные: вопросы, пояснения, указания, поощрение, ,художественное слово, беседа.
Наглядные: рассматривание картинок, демонстрация.
Игровые: дидактические игры
Практические: собственная деятельность детей. (исследовательская)
Оборудование : прозрачные стаканчики по 4-5 шт на человека, бинт или марля, вата, бумажные салфетки, воронки, ведерки, аквариум с грязной водой, ситечки, сачки. Иллюстративный материал по теме. Звукозаписи:«дождь», «град», «морской прибой», «капель», «в душе» и т. д. Песочные часы. Схемы экспериментирования, листы наблюдения. Фартуки.
Ход экспериментальной деятельности:
1. Организационный момент:
.Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, отгадав загадки:
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода).
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Воспитатель: Итак, наша гостья сегодня Вода. А скажите: зачем она нам нужна?
(ответы детей : стирать одежду, готовить еду, мыть полы и т. д.) А кому нужна вода, кроме человека (ответы детей)
Что же, ребята, получается, что без воды «мы не туда и не сюда».
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Воспитатель: Ребята, а где же живет вода? (ответы детей)
А в нашей группе где мы можем воду найти? (ответы детей: в лейке, в чайнике, в кране)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Я вам предлагаю пройти в туалетную комнату, чтобы набрать воду и обсудить некоторые её свойства.
2. Основная деятельность
Воспитатель: Ох, ребята, посмотрите-ка кто-то не до конца закрыл кран и вода убегает в раковину просто так. Не порядок! Меня всегда учили кран закрывать плотно, потому что воду надо беречь! А зачем?
(в ходе обсуждения противоречие : воды на планете много, но запасы пресной воды ограничены, поэтому воду надо беречь)
Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Вот мне интересно стало, сколько воды вот так вытекает, есть ли смысл плотно закрывать краны, или можно их оставлять вот так не закрученными до конца. Может проведем эксперимент? Как узнать сколько воды вытекает? (Дети: подставить что-нибудь (выбирают и ставят, н-р, ведерко)Тогда, я еще предлагаю засечь время, н-р, 5 мин. с помощью песочных часов. А чтобы зря время не терять, я вам предлагаю пока вернуться в группу и поиграть. Давайте хранителем времени назначим …., он нам сообщит, когда игру нужно будет закончить, чтобы увидеть результаты нашего эксперимента.
Дети возвращаются в игровую комнату.
Проводится дидактическая игра: «Что шумит?» (Дети слушают в записи шум дождя, капли, водопада, шум моря и т. д., берут карточки и выкладывают перед собой по мере прослушивания записи. Затем прослушивают ещё раз и проверяют себя.)
«Хранитель времени» останавливает игру. Все возвращаются к открытому крану. Обсуждают сколько воды утекло, сколько утечет, если кран не закрывать, почему кран нужно закрывать плотно и ремонтировать в случаях поломки.
Воспитатель: ребята, у меня еще возникло одно противоречие : откуда в нашем кране вода? Правильно: из реки. Но ведь речная вода нечистая, а из крана она течет (рассматривают воду) чистая, прозрачная. Почему? (дети: воду очищают) А вы знаете, как это делается?
Предлагаю еще один эксперимент. Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию. (дети одевают фартуки, вспоминают инструкции безопасности, подходят к столам.)
На столе аквариум (прозрачный контейнер) с грязной водой (песок, сено, камешки, палочки)
Рассматривают: вода в реке какая? (мутная, грязная и т. д.) Почему?
Ведь на пути реки преград не перечесть:
камни, палки и коряги есть.
Песок и водоросли, листочки и трава-
Все это вы найдете в речной воде всегда.
Итак, перед нами стоит задача узнать. как очищается речная вода. Эталоном будет служить вода, натекшая из-под крана.
1 этап- очистка от крупного мусора. Для этого на очистных сооружениях ставят решетки, заграждения (показ иллюстрации, а мы что можем использовать? (ответы : сито, сачки)
Дети (2 человека убирают из аквариума большой мусор) Чище ли стала вода (сравнение: нет, почему? -Остался мелкий мусор)
2 этап-очистка от мелкого мусора и песка. На очистных стоят специальные фильтры. У нас тоже есть несколько вариантов материалов, с помощью которых люди самостоятельно очищают воду в походах, н-р. Давайте попробуем и поищем самый лучший способ очистки воды, на случай, если очистные сломались или вы отправились на природу без достаточного запаса чистой воды. Для этого у нас есть прозрачные стаканчики, воронки, вата, ткань, бумага, марля. Наша задача понять, какой материал лучше очищает воду от мелких частиц загрязнения.
Дети экспериментируют. Сначала все вместе по показу воспитателя (Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось? (обсуждение результата, потом выполняюют эксперименты самостоятельно, зарисовывают результаты в свои листы наблюдения. Делают выводы.
3. Подведение итогов. В заключении обсуждается вопрос достаточно ли чистая вода получается, можно ли ее использовать в пищу без кипячения. Куда использовать ту воду, которую очистили в ходе экспериментов (полить цветы, помыть полы, отдать на кухню прокипятить).
Какую роль в очистке воды играют домашние фильтры и как они устроены (до- машнее задание для любопытных детей и их родителей, а также тема для дальнейшей работы по данному вопросу)