Елена Дедушкина
Конспект НОД «Если здорова будет природа — будет здоров человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста правила экологически грамотного взаимодействия с природой.
Программное содержание:
- обобщить и расширить представления детей о многообразии природы, важности ее каждого компонента и необходимости сохранения для будущих поколений;
- способствовать развитию у старших дошкольников логического мышления, умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Предварительная работа:
Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Если здорова природа – будет здоров человек»
- беседы с дошкольниками на тему «Матушка Природа», «Времена года», «Животные леса», «Пернатые друзья»;
- рассматривание сюжетных картинок «Правила поведения в природе»;
- разучивание с детьми подвижной игры «Тетери»;
- чтение стихотворений о правилах поведения в природе;
- отгадывание загадок о птицах и животных;
- заучивание стихотворений о природе;
- чтение отрывков из книги «Жалобная книга природы».
Оборудование:
- демонстрационный материал: - оформление музыкального зала «под королевство природы», аудиозапись песен, презентация, письмо, игровой модуль чудо-дом
- раздаточный материал: - кружки белого, зеленого, желтого, красного цветов, карточки, медали.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть. Посмотрите, как красиво вокруг! Какая удивительная природа! Настоящее королевство Природы. Хозяйка королевства – Фея Природы – прислала сегодня мне письмо. Посмотрим? (Берет конверт, читает.)
«Здравствуйте, дорогие дети детского сада № 430. Я – Фея Природы. Слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном королевстве есть «Клуб любителей природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь?» (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сейчас я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в волшебном лесу…
2. Релаксация (под музыку).
Встали… Приготовились… Закрыли глаза…
В Королевство Природы попасть нам легко, (шагают)
Не надо ехать далеко.
Закроем глаза и сделаем шаг, (закрывают глаза, делают шаг)
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок – (один раз хлопают, второй раз хлопают)
И вот уж виден сена стог, (показывают руками стог сена)
И вот уж поле колосится (руки сгибают в локтях, плавные движения руками вправо-влево)
Шумит-волнуется пшеница, (руки поднимают вверх, плавные движения руками вправо-влево)
Над ней синеют небеса, (показывают руками на небо)
Откройте поскорей глаза. (открывают глаза)
Воспитатель: Вот мы и попали в королевство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ребята, посмотрите на опушке леса стоит необычный сказочный домик. В этом домике спрятаны секреты природы. Но все двери и окошки в домике закрыты, а ключи спрятаны. Это сделали злые силы, которые мешают людям дружить с природой и охранять ее. Чтобы узнать секреты природы нам надо выполнить все задания, которые скрываются в сказочном домике, и тогда мы сможем отыскать и освободить Фею Природы. Посмотрите – а вот и первое задание (в одном из карманов на стене домика дети находят картинки, изображающие времена года)
1. Задание – «Назови художника».
Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, карточки «Времена года».
-Каждый из вас получил кружок белого, зеленого, желтого и красного цветов. Я буду читать строчки стихотворений. Вы должны поднять нужную карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый кружок, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. Будьте внимательны!
• Четверо художников – столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки, как рога. (Зима, (белый).
• У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава. (Весна, (зеленый).
• На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушистые в небе облака. (Лето, (красный).
• А четвёртый – золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень, (желтый).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете времена года. Мы с вами преодолели первое препятствие. Предлагаю немного отдохнуть – прогуляться по лесу. (Проводится зрительная гимнастика «Прогулка в лесу»).
Мы отправились гулять, (Шагают на месте)
Грибы - ягоды искать. (смотрят вправо-влево, не поворачивая головы)
Как прекрасен этот лес,
Полон разных он чудес!
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит, (смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят влево)
Справа сосенки - подружки. (смотрят вправо)
Где вы, ягоды, ау! (вправо-влево)
Все равно я вас найду! (вверх – вниз).
Воспитатель: Ребята, за то, что вы так хорошо справились с заданием, вы получаете ключик от следующего окошечка. Давайте посмотрим, какое же задание скрывается там. (Дети открывают окошечко под цифрой 2 – в нем – карточки с загадками о птицах и ключ от следующего задания. Проводится викторина «Узнай птицу» с помощью компьютерной презентации. При правильном ответе на экране появляется изображение птицы).
Не сидите, не скучайте,
На вопросы отвечайте!
• Кто из птиц подражает человеческой речи?
( Ответ: попугай, скворец).
• Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой?
( Ответ: пингвин).
• Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда?
( Ответ: кукушка).
• Какая птица весь день клювом стучит по дереву?
( Ответ: дятел).
• Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье?
( Ответ: аист).
• У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги?
( Ответ: журавль).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием – хорошо знаете птиц. Преодолели и это препятствие и получили следующий ключ. Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы будем подражать птицам. (Проводится подвижная игра «Тетери»). Двое играющих находятся в одном углу комнаты (в домике) и изображают тетерь. Остальные дети стоят в середине комнаты в кругу и держатся за руки. Это чашка творогу. Текст читать будем хором, слегка пружинно приседая в ритм потешки.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
На слова «прилетели две тетери» тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На слова «поклевали, улетели» тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклонив голову внутрь круга – клюют.
С окончанием потешки дети, изображающие чашу, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери пытаются скрыться в свой домик. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы! Весело играли. Ребята, давайте посмотрим, какое же задание в третьем окошечке. (Дети открывают следующее окошечко. В нем – сюжетные картинки – «Правила поведения в лесу». (Дети по сюжетным картинкам рассказывают о правилах поведения в лесу).
Теперь проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу – поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если хороший поступок, говорите «да», если плохой поступок – «нет»!
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
• Если съем конфетку, пирожок и выброшу бумажку? (Нет).
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
• Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
• Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет).
• Если лес я берегу, мусор убираю? (Да).
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет в царстве природы, если человек не будет выполнять эти правила? Сможет ли человек оставаться здоровым, если не будет бережно относиться к природе? (ответы, рассуждения детей) Молодцы! Справились и с этим заданием. Еще одно препятствие осталось позади. Я предлагаю немного отдохнуть и прогуляться по лесу. Физминутка «Дети по лесу гуляли…» (Дети под музыку выполняют движения).
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (тянутся к солнцу)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками).
Дружно хлопаем (хлопают)
Дружно топаем, (топают)
Носиком подышим, (вдох-выдох 2 раза)
Шорохи услышим (слушают).
Воспитатель: Ребята, посмотрим, какое задание скрывается в четвертом окошечке. («Решение экологических задачек»).
Ребята, вам необходимо разобраться, как правильно поступить в той или иной ситуации. (Воспитатель читает задания на карточках).
• Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (Ответы детей).
• Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? (Ответы детей).
• В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась»– сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав? (Ответы детей).
• Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Почему так сказала Настя? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. Вот посмотрите, и четвертое задание выполнено.
Давайте же посмотрим, что скрывается в следующем окошечке. (Дети находят картинку с изображением замусоренного леса. Воспитатель задает вопрос: Как бы вы поступили, если бы увидели такую картину в лесу).
Воспитатель: Ребята, я догадалась. Нам предлагают поиграть. Сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в эстафете «Кто быстрее соберет мусор?» Дети по команде воспитателя собирают мусор (бумажки, бутылочки) в корзины. Эстафета проводится 2-3 раза.
Мы получили последний ключик. Я думаю, что он нам поможет найти Фею Природы. (Дети открывают замочек на крыше домика, там – кукла в костюме феи и медали).
Фея Природы : Ребята, спасибо за то, что вы освободили меня от злых чар. Вам помогли ваши знания о природе, ваша дружба и находчивость.
Воспитатель: Дорогая Фея, наши дети приготовили для Вас стихотворения о природе. Давайте послушаем.
Ребенок 1: В цветах, в деревьях.
В птицах, в людях…
Природа дышит красотой.
Давайте к ней добрее будем
И сохраним ее такой.
Ребенок 2: Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни.
Фея Природы : вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями. (Детям вручаются медали «Знатоки природы»)