Галина Измалкова
Консультация для родителей «Если ребенок не умеет проигрывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы признавать собственные неудачи и поражения нужно иметь мужество, т. к это важная часть взросления человека на протяжении всей жизни. А начинается этот процесс еще в дошкольные годы.
Самооценка ребенка в силу особенностей его психического развития завышена на протяжении дошкольного детства, и признание собственной некомпетентности в чем-либо болезненно почти для каждого малыша.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок не умеет проигрывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В этот период жизни слишком велика потребность ребенка чувствовать признание, расположение и одобрение значимого лица. На этой «почве» развивается позитивное самовосприятие (и не только оно). Его дефицит приводит к внутреннему дискомфорту от грозящей неудачи.
Ассоциации со словами:
Успех – это энергия, положительные эмоции, победа, статус, престиж, высокая самооценка, признание, превосходство, успешная стратегия деятельности.
Неуспех – это проигрыш, отрицательные эмоции, унижение, подавленность, низкая самооценка, зависть, фрустрация, обида.
Некоторые дети относятся к проигрышу не по-детски серьезно, стремятся избежать его любой ценой, словно на весах лежит их жизнь. Такие дети в обычных играх для проведения досуга "выгрызают" победу у своих сверстников, не замечая, что в жертву приносятся более долговременные цели - построение хороших отношений, гармоничное пребывание в коллективе.
И не нужно ждать, что ситуация разрешится через годик-другой. Даже маленькому ребенку необходимо объяснять, что побеждать всегда просто невозможно, удача - дама капризная и не всегда улыбается тем, кто этого ждет. Порой нужно достойно принять и поражение, ничего страшного в этом нет.
Детские психологи подчеркивают: научить ребенка адекватно реагировать на проигрыш – значит научить его упорству и стойкости. Однако это дело не одного дня. Не удастся по мановению волшебной палочки избавиться от проявления пассивности или, наоборот, агрессивности и взамен обрести активное стремление учиться. Чтобы помочь ребенку, родители должны изменить свое отношение к нему. Начните прямо сейчас. Не требуйте от него блестящих результатов. Помогите ребенку осознать, что сегодня у него что-то получается лучше (даже если совсем чуть-чуть, чем неделю назад, и вместе с ним порадуйтесь этому продвижению. Нужно научить из поражений выходить достойно, с улыбкой. “Сегодня да, проиграл, это не страшно! Зато завтра выиграю! ” При таком отношении кардинально меняется все. Нет злости, злорадства, духа высокомерия и превосходства, горькой обиды, слез и пассивности. Вместо этого – спокойное отношение и сосредоточенность на процессе. Выиграл? – Хорошо, значит, у меня все получается! Проиграл? – Это не страшно! Всего лишь игра, в которой выигравшие и проигравшие постоянно меняются местами. В следующий раз обязательно получится!
Здесь ребенок учится сохранять самообладание и высокую самооценку, мобилизовать все силы для следующего “раунда”, позитивно относиться к своему «противнику» партнеру по играм, конструктивно общаться без унижающих слов. И это очень важно. Когда ребенок с детства учится принимать вызов спокойно, не психовать и так же спокойно и уверенно, не расталкивая локтями соседей, не подминая под себя более слабых, двигаться к намеченной цели.
Важно так же помнить, что свою реакцию на проигрыш ребенок на 90 процентов формирует, глядя на то, как ведут себя его родители, когда:
- сами проигрывают;
- проигрывает ребенок;
- проигрывают другие.
1. Если ребенок проиграет, успокойте его и объясните, что теперь у него есть опыт и в следующий раз он уже будет знать, что и как надо делать. Но и здесь важно не перегнуть палку, а то ребенок может сделать для себя вывод, что не стоит рваться к цели. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения.
2. Когда пройдет первое огорчение, предложите ребенку вместе продумать другую тактику игры, взвесьте, что можно улучшить. Как бы ни было трудно, удерживайтесь от критики и «наездов». И обязательно отмечайте, какие действия ребенка помогают ему добиться успеха, что он делал хорошо и правильно.
3. Всегда убеждайте ребенка, что его любят независимо от результатов игры или соревнований и т. п.
Многие дети напрямую связывают свои достижения с чувствами и отношением к ним родителей, полагая, что достижения определяют любовь, ее силу. Поэтому ваш ребенок должен знать, что его любят независимо от того, что он делает, что ваша любовь к нему является безусловной.