Федулова Татьяна
«Если хочешь быть здоров». Работа с использованием здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного
▼ Скачать +Заказ
«Если хочешь быть здоров»
Работа с использованием здоровьесберегающих
технологий В. Ф. Базарного
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский
Публикация «„Если хочешь быть здоров“, Работа с использованием здоровьесберегающих технологий В, Ф, Базарного» размещена в разделах
Дети уже в детский сад поступают с отклонениями в состоянии здоровья, поэтому познакомившись теоретически со здоровье сберегающей технологией Базарного, я решила использовать её в своей группе.
Мной была поставлена цель: создание такого педагогического общения с детьми, который способствовал бы предупреждению негативных сдвигов в состоянии здоровья детей.
Для её реализации необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для осознания учащимися здоровья как ценности
- разрешить проблему переутомления во время образовательной деятельности.
Основная часть методики основывается на зрении. А так как в наше время по статистике - зрение у детей падает, поэтому мы и решили приложить усилия к тому, чтобы сохранить их зрение.
• во время образовательной деятельности учащиеся практически всё время находятся в движении • снимается зрительная утомляемость • снижается психическая утомляемость • снижается избыточная нервная возбудимость, снижается агрессия
В течение года я использовала следующие методики технологии Базарного.
1. Дыхательная гимнастика:
Укрепляет дыхательную мускулатуры;
Уменьшает заболевание дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Переходы на новые виды деятельности начинаются с дыхательной гимнастики.
Например: Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы!
2. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий.
На нём, с помощью специальных стрелок, указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперёд-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмёрке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Упражнения выполняются стоя, сидя, при выключенном электрическом освещении. Гимнастика глаз (улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат)
Например: Физкультминутка. Птичка Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра) Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по зелёному овалу офтальмотренажёра) Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по коротким полоскам офтальмотренажёра) Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по синей полоске офтальмотренажёра) Солнце утром лишь проснётся, Птичка кружит и вьётся. (Покружиться.)
3. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации образовательной деятедьности, предотвращающим утомление детей является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды, используемых нами на уроках физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего или локального утомления;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Причём, эти физкультминутки сопровождаются стихотворными текстами, которые помогают быстрее запомнить движения и создают положительную эмоциональную атмосферу.
Например: на окнах, на уровне глаз ребёнка, расположена зелёная точка, так как зелёный цвет улучшает настроение и успокаивает. Во время проведения физкультминутки, дети подходят к окнам и выполняют действия из стихотворения:
Глазки видят все вокруг, (делают головой круговые движения)
Обведу я ими круг. (концентрируют внимание на центре зелёной точки)
Глазкам видеть все дано, (смотрят в окно)
Где окно, где деревцо, (обводят глазами окно, а затем переводят взгляд в окно)
Обведу я ими круг, (обводят глазами по окружности)
И закрою глазки вдруг, (закрывают глаза)
А теперь я их открыв, (открывают глаза)
Посмотрю на мир вокруг (поворачиваются вокруг себя)
Для того, чтобы красиво писать, давайте разомнём свои пальчики.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
4. Зрительно-пространственная активность
Чтобы расширять зрительно-пространственную активность стараюсь использовать гимнастику для глаз:
Провожу работу с расположенными на стенах групповой комнаты карточками. На них мелкие или средние силуэтные изображения различных предметов, растения, животные, буквы, слоги, цифры и т. д. (размер от 1 до 8 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук, буквы, слоги, схемы и т. д. ; Таким образом, эти задания не только расширяют зрительную активность, но и позволяют ребёнку находиться в постоянном поиске.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность дошкольников.