Пугачёва Светлана Александровна
Двигательная активность в жизни дошкольника раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы взрослые, в ответе за то, насколько
совершенна и полноценна будет
двигательная система ребёнка в будущем.
Е. А. Аркин.
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни маленького человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребёнок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.
Публикация «Двигательная активность в жизни дошкольника раннего возраста» размещена в разделах
Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребёнок постоянно стремится к движению. Суточная потребность у детей 3-х лет составляет 6,5 тыс. движений в сутки, а у семилетних 16-18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка. Чем больше двигательных действий совершает ребёнок, тем быстрее он развивается. Все мы знаем фразу «Движение – это жизнь». С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен ребёнок, зависит и состояние его здоровья.
Большое значение в развитии двигательной активности у ребёнка имеют игры с мячом. В детских играх мяч по популярности занимает первое место. Движения с мячом нравятся ребёнку и доставляют ему радость. Мяч интересен детям всех возрастов. В процессе игры с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений, развивается фантазия и двигательное воображение, меткость. Дети учатся управлять своим телом, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, мелкой моторики, укрепление мыщц плечевого пояса, туловища, рук. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Маленький ребёнок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Это движение доставляет малышу удовольствие. Бросив из манежа или из коляски погремушку, он всем своим видом, а порой и криком просит подать её и лишь затем, чтобы сразу же снова бросить игрушку. Эти действия ребёнок может повторять неоднократно. При этом он бросает игрушку то одной, то другой рукой, а то одновременно и двумя руками, если предмет большой, например надувной мяч, воздушный шарик. Бросок может быть направлен по-разному: вниз, вверх, в сторону. Выпустив предмет из рук, ребёнок следит за ним, ищет место падения для того, чтобы взять самому или показать взрослому.
Маленькому ребёнку в начале второго года жизни, неуверенно удерживающемуся в вертикальном положении, удобнее бросать предметы из положения сидя. С появлением устойчивой ходьбы становится возможным бросок из положения стоя. Сделав слишком энергичное движение, малыш может потерять равновесие. Но под влиянием частых упражнений бросок выполняется всё более уверенно, дальше летит мяч.
С удовольствием дети катают мячи, забрасывают их в ящик, корзину. Эти движения нравятся ребёнку своей доступностью. Они не требуют точно зафиксированного способа выполнения. Мяч может быть брошен с меньшим или с большим усилием, в любом направлении (высоко, в сторону, далеко). Его можно поймать любым, удобным для каждого способом, одной или двумя руками, сразу же или после отскока от земли. Бросать можно мячи большие и маленькие, шишки, снежки, камешки, мешочки с песком.
После бросания появляется метание. Эти движения отличаются друг от друга. Бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями рук, причём туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Поэтому и доступно бросание сидящему или неуверенно стоящему ребёнку. Любое метание (вдаль, в цель, разными способами – сверху, сбоку, из-за спины через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широким движением руки, метающей предмет.
На втором году жизни большое место в развитии движений малыша занимает катание мяча. Чаще выполняется оно из положения, сидя, большой мяч отталкивают двумя руками в прямом направлении. Дети катают мяч воспитателю, друг другу, прокатывают под дугой, в воротики, сделанные из кубиков, палочек.
На третьем году жизни дети свободно передвигаются, могут менять ритм и направление движения. К трём годам они могут бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу; кружиться на месте; влезать на стул, скамейку, спрыгивать с них; подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперёд, перепрыгивать через невысокие препятствия. Ребёнок может носить в руках предметы, возить их за веревочку, толкать перед собой игрушку на палочке, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ловить, перекатывать, догонять мяч, убегать от него).
В своей работе с детьми от 2 до 3 лет я опираюсь на знания о психофизиологических особенностях детей этого возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, лёгкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость). Для детей данного возраста самое интересное занятие не обучающее, а предметная ирга, поэтому при организации движений с мячом использую игры, они привлекают детей многократным повторением, повышенной эмоциональностью и
При знакомстве с игрой с мячом, я сначала объясняю алгоритм действий, показываю это движение, обращаю внимание на сигналы, по которым следует менять или прекращать свои действия. После объяснения уже совместно с детьми выполняем упражнение, или начинаем играть в игру. Также стараюсь использовать игровые упражнения на развитие тех или иных физических характеристик. Например, задачами игрового упражнения «Возьми мячик» было развитие умения стоя передавать и брать мяч двумя руками. Задачами упражнение «Катай мяч» - приучать сидя, катать мяч двумя руками на расстояние 1,5 метра.
Очень нравится детям играть с воздушными шарами. В этой игре стараюсь научить детей подбрасывать шар двумя руками снизу вверх. Для развития координации метательных движений использую мешочки с песком. учу бросать мешочки левой и правой рукой, перебрасывать через препятствие: канат, скамейку, бревно. Нравятся детям игры с мячом, когда нужно попасть в цель, забросить в кольцо, корзину. Хотя по опыту работы такие действия для детей сложны, им не просто зрительно оценить расстояние и двумя руками детям удается это проще чем правой (левой) рукой. Для того чтоб научить детей метанию в горизонтальную цель, использую разные приемы и природные материалы во время прогулок: еловые и сосновые шишки, каштаны, жёлуди, камешки, прутья, веточки.
Во время занятий я стараюсь создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, учитываю индивидуальные особенности детей, состояние здоровья ребёнка, темпы его физического развития, его потребность в движении. Стараюсь, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов, тем самым поддерживаю радостное настроение у малышей. Большое внимание уделяю развитию доброжелательных отношений между детьми, учу их помощи и взаимовыручке друг другу.
В результате моей работы:
дети легче адаптируются к условиям детского сада
дети освоили основные виды движений с мячом
у детей выработалось умение слушать и слышать речь взрослого
у детей стали развиваться способности обучаться, приобретать знания
улучшилась физическая и психическая работоспособность детей.
Таким образом, с помощью игр с мячом дети группы были вовлечены в активную двигательную деятельность. Главным достижение моей работы я считаю создание благоприятной атмосферы в детском коллективе, установление дружеского контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение жизни детей яркими эмоциями.
Список использованной литературы
Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду М. : Просвещение, 1990.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М. : Просвещение, 1983.
Дайлидене И. П. Поиграем, малыш! М. : Просвещение, 1992.
Литвинова М. Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста : третий год жизни. М. : Айрис-пресс, 2005.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М. : Просвещение, 1986.
Смирнова Е. О. методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги», М. : ООО «Русское слово-учебник», 2018.
Фёдорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет М. : Мозаика – Синтез, 2019.