Ольга Шветцова
Консультация для педагогов «Духовно — нравственное воспитание слабослышащих детей посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно – нравственное воспитание слабослышащих детей посредством сказки»
«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В. А. Сухомлинский. /
Слабослышащие дети готовятся к вступлению в жизнь. Их социальная адаптация во многом зависит от уровня нравственного воспитания. Воспитание добрых чувств – это не менее, а в каком- то смысле даже и более важная задача, чем воспитание ума. Одной из важных задач является формирование духовно - нравственного воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно — нравственное воспитание слабослышащих детей посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Формирование системы духовно - нравственных ценностей и ориентаций представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно- воспитательной работы по формированию личности слабослышащего ребёнка. Л. С. Выготский рассматривал целенаправленное и систематическое
воспитание у дошкольников духовно - нравственного поведения, добрых чувств.
Одной из задач в формировании личности ребёнка является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Важно воспитать в слабослышащих детях самостоятельность в принятии решений, целенаправленность в действиях и поступках. На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Средств для этого, множество, но я хочу рассмотреть народную сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей. Перед воспитателями стоят задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень, содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладает сказка.
Сказки способствуют развитию духовно – нравственных качеств в личности :
- формируют представления о добре и зле, о том, что зло наказуемо;
- воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважения к Родине, культуре, языку;
-воспитывают уважение к старшим по возрасту людям;
- способствуют возникновению между детьми дружеских отношений.
Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски. Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Среди методов и приёмов сказкотерапии наиболее целесообразными и легко выполняемыми как дома, так и в саду являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, например, «Колобок», «Репка», «Заячьи слёзы», «Теремок» и др.
Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Постепенно посредством подобного активизирующего влияния воспитатель содействует нахождению детьми новых вариантов решения нравственных игровых проблемных ситуаций, закрепляет новые формы игрового общения через роли и ролевое взаимодействие.
Особое внимание на данном этапе необходимо обращать на связь между настроением персонажей и особенностями вербальной и невербальной выразительности (пантомимика, мимика, сила голоса, темп, интонационное и логическое ударение). Для этого мы используем элементы фонетической ритмики, разыгрывание отдельных сценок, где подчеркиваются особенности ситуации мимикой (например, «покажи, как зайка испугался»).
Изображая, персонаж, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего героя. Это, безусловно, влияет на эмоциональное и духовно - нравственное развитие ребенка.
Таким образом, мы вызываем у детей потребность в активном выражении чувств, сопереживании персонажам; стимулируем не только мыслительную деятельность, но и пробуждать воображение, что необходимо для духовно-нравственного воспитания.
При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу. Сказкотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.