Ya Yana
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно – нравственное воспитание
через ознакомление с окружающим миром»
В условиях современного образовательного пространства возросло внимание к проблемам теории и практики социально-нравственного воспитания детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
В дошкольном возрасте закладываются базовые качества высоконравственной личности, которые являются фундаментом дальнейшего развития. Главными этическими ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Эти качества воспитываются через ознакомление с православной культурой. В советское время религиозное самосознание формировалось только в семье. Современное общество, познав негативные последствия атеизма, приводящие к разрушению личности, начинает осознавать необходимость сохранения и передачи православных традиций нашего народа следующему поколению. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для социально-нравственного воспитания детей. В различных видах деятельности через эмоционально чувственное восприятие происходит формирование нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Достижение ребенком необходимого уровня этического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Особенность расположения нашего ДОУ в живописной местности, близость культурных и духовных центров, способствует воспитанию духовности и эстетического вкуса, формированию творческой личности.
Актуальность заключается в том, какими мы хотим видеть наше будущее. Это зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира. В детском учреждении можно создать условия для развития гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически образованной личности способной к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Новизна данного подхода заключается в комплексном решении задач в формировании у детей этических ценностей, эстетических интересов, художественных потребностей и творчества в соответствии с ценностями православной культуры и через ознакомление с окружающим миром.
Цель воспитания : развитие личности ребенка дошкольного возраста в духовно –
нравственном и эстетическом направлении.
Решаем следующие задачи:
- приобщение детей к прекрасному через знакомство с православной культурой и искусством (литература, музыка, изобразительное искусство,архитектура)
- формирование у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве,
развитие эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание у детей нравственного чувства, милосердия, сострадания,
сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго,
гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи.
- формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей и
творчества.
Особенность организации практической работы заключается в том, чтобы детям открыть образы окружающего мира - мира Божьего, православные нравственно-этические ценности, основанные на любви к ближнему через знакомство с традициями православной культуры, произведениями религиозного искусства, фольклора, детской литературы, сохраняя возможность индивидуального развития каждого ребенка. Реализация социально-личностного воспитания осуществляется через следующие формы работы с детьми:
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Посещение краеведческого музея с целью знакомства с духовными ценностями и
историей родного города;
- Просмотр презентаций;
- Знакомство с историей церкви, внешним и внутренним убранством;
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты;
- Чтение (художественной литературы по духовно-нравственной тематике);
- Слушание (духовной и классической музыки, колокольных звонов, колыбельных
песен);
- Творческая художественная деятельность детей;
- Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников;
- Этические беседы;
- Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях;
- Оформление наглядно - иллюстративного материала «Моя семья».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Раздел I. Тема: «Наш красивый добрый мир».
Занятия данного блока открывают детям путь к эстетической и религиозной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на богатство, красоту и разнообразие жизни, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения.
Раздел II. Тема: «Устроение отношений в мире».
Занятия проводимые на основе чтения литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения, экскурсий, творческих выставок учат детей пониманию целесообразности устроения окружающего мира, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены человеческие отношения. Прекрасное - пробуждает доброе. Самые главные отношения, связывающие все живое в мире - это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Дети знакомятся с христианскими этическими нормами-заповедями, правилами жизни на основе которых был устроен мир. Учат ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.
Раздел III. Тема: «Устроение отношений в нашей жизни».
Эти занятия помогают ребенку создать отношения в окружающем мире : с его семьёй, родным домом, природой и животным миром. Воспитывают любовь, уважение, развивают у дошкольников умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; учат ориентироваться в правилах и нормах культуры. Дети стараются следовать примерам благочестивой жизни.
Анализ мониторинга целенаправленной деятельности по социально - нравственному воспитанию дошкольников показал увеличение количества детей с положительными интегративными качествами личностного развития.
Таким образом, социально-нравственное развитие через ознакомление с православной культурой соответствует принципам, выраженным в концепции модернизации образования: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Литература:
1. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. -М. : Издательский центр «Академия»,1999.
2. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой
. – М., 1984.
3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1.
Прогулки по дням творения. – М. : Центр поддержки культурно – исторических
традиций Отечества, 2011.
5. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2.
Хорошо-плохо. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества, 2011.
6. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей - М. :
Педагогика, 1984.