Юлия Каюмова
Классный час «Дороги, которые мы выбираем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дороги, которые мы выбираем»
Введение
В профессиональной карьере в жизни каждого человек одним из центральных и судьбоносных моментов, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определенной профессии. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждёт не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их решения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер.
Публикация «Классный час „Дороги, которые мы выбираем“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель классного часа :
- сформировать готовность к самоопределению учащихся при выборе профессии;
- формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии;
- сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей;
- способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
- актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности;
- проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи классного часа :
- оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении;
- осознание влияния общественного мнения и стереотипов на выбор профессии;
- научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
- научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения;
- расширение информационного поля в профессиональном самоопределении учащихся.
Продолжительность: классный час рассчитан на 90 мин.
Категория участников: учащиеся 7-10 классов.
Материалы: учебная доска или флипчарт, приложение 1 – раздаточный материал для учеников, распечатывается на каждого.
Ход классного часа
Добрый день, ребята. В мире тысячи профессий. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Работа – это огромная составляющая жизни человека, в связи с этим подходить к этому вопросу нужно с большой ответственностью, не делая поспешных выводов. Когда человек находит своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче и производительности труда.
Хочу предложить вам классный час на тему «Дорога, которую мы выбираем…». Эпиграфом будет высказывание философа Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые французы: «Выбирать профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала». И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность «примерить» несколько таких перчаток, побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердился в своем выборе.
Для начала нам нужно увидеть место профессионального и других видов самоопределения внутри целостного процесса жизненного самоопределения.
Выделяет пять видов самоопределения:
1. Жизненное самоопределение.
2. Профессиональное самоопределение.
3. Личностное самоопределение.
4. Социальное самоопределение.
5. Семейное самоопределение.
Первое (и существенное, что надо для себя зафиксировать, – мысль о том, что профессиональное самоопределение – это часть (аспект, разновидность) более общего процесса жизненного самоопределения. И чтобы понять, как молодые люди (само)определяются в профессиональной сфере, неплохо будет предварительно, хотя бы в общих чертах, разобраться в механизмах жизненного самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это не одномоментный акт внутри жизненного самоопределения (не озарение типа «Я знаю, кем мне быть!», а относительно длительный процесс. В дальнейшем ваша профессия будет определять ваш образ жизни.
Когда мы знаем, что кто-то работает геологом или полярником, то мысленно выстраиваем себе жизненный путь этого человека. Другой пример: часто бухгалтерами становятся девушки, абсолютно не интересующиеся экономикой и математикой. Они выбирают образ профессии – спокойной, «женской», которая позволит им быть еще и женой, матерью, хозяйкой дома. Точно так же поступают юноши, выбирающие, например, профессию автомеханика. Они совершенно правильно считают, что с такой профессией они никогда не останутся без работы и всегда смогут обеспечить себя и будущую семью. Профессия будет влиять на то, как ты живешь, какое у тебя здоровье, условия жизни.
Условия жизни включают в себя:
- бытовые условия (где и как я живу);
- условия и особенности труда (где и как я работаю);
- условия отдыха (как я отдыхаю);
- материальные условия (сколько у меня денег, есть ли где жить и т. д.);
- семью (с кем я живу);
- здоровье (как я себя чувствую и как о себе забочусь);
- социальные и политические условия (в каком обществе я живу, насколько отвечаю за свою жизнь и за жизнь других людей, активно ли влияю на свою жизнь и жизнь общества).
Время: 15 минут
Итак, в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Давайте посмотрим с какими профессиями знакомы вы.
Игровое упражнение «Профессия на букву»
Цель упражнения - расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Основные этапы. (Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.)
1. Общая инструкция:
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.
2. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии ( буквы: м, н, о, постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
3. При работе с большой группой можно разбиться на 2-3 команды и выяснять, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, удачный ответ отмечается плюсом, а неудачный - минусом, тогда игра станет более наглядной и интересной.
3. Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже, несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
Время проведения - 10 минут.
Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок?
А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности?
Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Что бы ответить на эти вопросы, поговорим об основных понятиях.
Профессия – понятие многозначное: общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.
Все профессии делятся на 5 групп:
1. «Человек – художественный образ» : Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
2 «Человек – природа» : инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.
3. «Человек – техника» : электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.
4. «Человек – человек» : секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
5. «Человек – знаковая система» : оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.
«Специальность» – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.
Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Как сделать правильный профессиональный выбор?
Есть 3 способа выбрать профессию. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть и еще один способ – это путь выбора ваших родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Это семейные династии.
Как вы относитесь к профессиональным семейным династиям?
В целом, правильный выбор профессии предполагает учет своих желаний (своего «хочу», своих способностей (своего «могу») и учет того, насколько выбираемая профессия востребована на рынке труда («надо»).
Комментарии для психолога: далее ученикам на доске рисуется формула успешного выбора профессии «хочу-могу-надо» и дается домашнее задание заполнить табличку ХОЧУ-МОГУ-НАДО,
Время проведения - 20 минут.
В более развернутом виде «правильный» выбор профессии предполагает учет следующих моментов:
1. своих склонностей;
2. своих способностей и возможностей (включая и состояние здоровья);
3. своего уровня притязаний (реализации своих представлений о престижности, «модности» выбираемой профессии и учебного заведения);
4. учет своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
5. учет мнения своих родителей и родственников (которые желают своему ребенку добра и к мнению которых стоит прислушиваться);
6. учет мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые хорошо Вас знают и не стесняются говорить правду);
7. учет потребностей в данной профессии на рынке труда, т. е. насколько легко/ или трудно будет найти хорошую работу после получения данной профессии?
Соответственно стоит обозначить, что считается «неудачным» профессиональным выбором:
1. Когда профессия выбирается без учета представленных выше моментов (например, профессия выбирается без учета своих способностей и состояния здоровья и в итоге школьник либо не поступает в желанный вуз, либо даже поступив, истощается от чрезмерных перегрузок и просто попадает в психиатрическую больницу);
2. Профессия выбирается «за компанию», когда школьник поступает туда, куда поступают многие его приятели (например, полкласса дружно поступают в какой-нибудь юридический институт);
3. Когда выбор профессии связан, например, не с увлечением химией, а с любовью к учителю химии (при этом забывают, что и в институте, и на самой работе любимого учителя уже не будет и придется иметь дело с другими людьми);
4. Ориентация на сиюминутное увлечение чем-то при выборе профессии (например, школьник увлекся на некоторое время рисованием и сразу решил поступать в художественное училище, но увлечение быстро потом прошло) и т. п.
Время: 5 минут