Лилия Попова
Домашняя математическая игротека для детей и родителей
«Формирование математического интереса у дошкольников через совместную работу с родителями (из опыта работы)»
Автор: Попова Л. С.
Воспитатель
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
с. Кинель-Черкассы СП д/с «Василёк
Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении человека. По признанию специалистов всего мира, период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Математическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, помогает формированию внимания, памяти, воображения, речи.
Публикация «Домашняя математическая игротека для детей и родителей» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2019
Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Необходимо в работе использовать новые формы отношений педагога с родителями.
В нашей группе разработаны следующие формы взаимодействия:
1. Предлагаем свои дидактические игры.
Не каждый родитель в наше время может купить своему ребёнку хорошую дидактическую игру, поэтому мы предлагаем игры из математического уголка. Дидактический материал группы разнообразен, в нём есть игры на счёт, закрепление знаний о геометрических фигурах, логические загадки, сказки, головоломки, лабиринты, а также разнообразный конструктор.
Головоломки из картона (геометрический конструктор) : «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамино», «Кубики», «Сложи фигуру», «Сложи квадрат
Логические цепочки «Продолжи ряд» (найди закономерность расположения предметов, геометрических фигур, знаков и т. д. и продолжи ряд) : «Бусы для куклы (елки)», «Заборчик», «Орнаменты», «Найди нужную фигуру», «Погремушки». Логические цепочки «Заполни квадрат» недостающим рисунком (предметов, геометрических фигур, знаков и т. д.). Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса «Найди фигуру»
«Что лишнее?» (классификация предметов по величине, форме, цвету, размеру, назначению предмета).
Игра «Запомни и назови».
Карточки с изображением предметных картинок, геометрических фигур, символов, букв, цифр можно использовать для развития зрительной памяти, восприятия, объема внимания, пространственной ориентировки детей.
«Найди пары» (по цвету, размеру, форме, смыслу – типа «Логический поезд»).
«Подбери узор», «Что перепутал художник?», «Сложи картинки», «Сложи узор».
«На что похоже?» (фигуры, кляксы и т. д., «Заколдованные картинки».
«Найди отличия» («Чем похожи?»). Решение задач заключается в нахождении главного общего и признака отличия одной группы фигур от другой. Различия между группами состоят в видах, форме, цвете, размере, расположении фигур или предметов.
«Что сначала, что потом?», «Найди свое место» (по величине, последовательности событий, действий и т. д.).
Лабиринты.
Загадки.
Логические задачи на смекалку «Головоломки с палочками» (в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, изменение их количества)
Задачи-шутки.
Игры с цифрами и числовыми карточками: «Найди соседей», «Отгадай число», «Найди пропущенное число», «Бусы из цифр», «Найди ошибку», «Расставь знаки» и т. д.
2. Памятка для родителей «Увлекательный мир математики дома»
Отбирая и разрабатывая материал для родителей, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. В связи с этим мною была разработана памятка, в которой были предложены родителям игры, которые можно использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП.
Счёт
Кто знает, пусть дальше считает»,
Назови числа до 6, Назови числа после 3, Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).,
Счёт цепочкой (поочерёдно).
Отложи столько же предметов
Отсчитай столько же
Ориентировка в пространстве
Кто где?
Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Игровые задания детям
Топни правой ногой 3 раза. ,-Дотронься левой рукой до левого уха. И т. п.
Фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.
• Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например:
(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)
(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д.)
(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т. д)
(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д)
• Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.
Ориентировка во времени
• Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.
• Название текущего месяца года
• Дни недели
• Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т. д)
Дни недели
• Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? :
• Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
• Четверг – какой день недели по счету?
• Какой день недели будет после вторника?
• Какой день между четвергом и вторником?
• Сколько всего дней в неделе?
3. Совместно разработанный Бизиборд «Умный дом», в котором есть большой математический планшет, игра «Крестики-нолики», счётный материал, игры на развитие сенсорного восприятия, различные геометрические фигуры (плоскостные и объёмные, прищепки и многое другое. Бизиборд многофункционален, доступен и даёт возможность играть группами.
4. Обратная связь «Играем дома». Для того,чтобы отследить работу, которую родители ведут дома, мы предложили им создать в группе фотовыставку о совместных играх по ФЭМП.
В заключение хочется отметить, что главной задачей воспитания дошкольников является создание чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. Ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому настолько важной является среда, в которой проходит воспитательный процесс.