Полюх Наталья
Домашний логопед
▼ Скачать + Заказать документы
«Домашний» логопед
Большое количество семей, в которых сегодня растут дети, коснулись проблемы нарушений речи. Многие родители, будучи ответственными, стараются как можно быстрее решить эту проблему, понимая, что правильная речь – это залог будущих успехов: и в школе, и среди сверстников, и в дальнейшей, взрослой жизни. Известно, что формирование правильного и четкого звукопроизношения у детей заканчивается к 4-5 годам и, если такого не произошло, необходимо как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду. Ведь далеко не всем детям по силам самостоятельно освоить произношение отдельных сложных звуков. Как правило, самые большие затруднения в детском возрасте вызывает произношение шипящих [ж, ш, щ, ч], свистящих [с, с, з, з, ц] и сонорных звуков [р, р, л, л]. Поэтому не надо ждать, когда звуки исправятся самостоятельно.
Публикация «Домашний логопед» размещена в разделах
Обращаясь к родителям, хочется напомнить две важных истины воспитания детей с нарушением речи. 1. Если ваш ребёнок не правильно произносит звуки, переставляет слоги в словах, делает другие речевые ошибки, то ни в коем случае не ругайте его, не одергивайте его и не заставляйте говорить правильно. 2. Ни в коем случае не игнорируйте речевые проблемы у ребёнка, не пускайте на самотёк, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребёнку полноценно развиваться. Это приводит не только к неправильному проговариванию слов, построению предложений, отсюда могут возникнуть трудности в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми. Такие дети, поступив в школу, очень часто имеют проблемы с письмом и чтением.
Когда логопед начнёт работать с вашим ребёнком, вы должны чётко понимать и быть готовыми к тому, что для получения быстрого качественного результата работа будет вестись с трё х сторон: учитель-логопед, воспитатель и, конечно же, родитель. Без вашего участия, уважаемые родители, усилия педагогов принесут мало результатов, процесс коррекции будет очень растянут по времени. Именно вы являетесь первыми и самыми важными учителями. Ведь находясь дома с ребёнком, мама или папа могут развивать речь, проводить автоматизацию звуков, выполнять упражнения по рекомендациям логопеда в течение всего дня, ненавязчиво, и ребёнку это не будет утомительно.
Вы должны знать, что закрепляя правильное четкое произношение, в ваших силах: первое - научить ребенка правильно дышать при речи. Это особенно важно, так как скоро ваш малыш приступит к чтению, и ему понадобится полноценное дыхание. Второе - выполнять артикуляционную гимнастику, специальные упражнения для языка, которые помогут развить мышцы губ, щек, языка. Третье - развить звукоразличение, звуковосприятие, которое в логопедии называется «фонематическое восприятие».
Запаситесь большим количеством чистоговорок, потешек, загадок, коротких стихотворений – для занятий всё пригодится. Предлагая их малышу, вы одновременно решаете несколько задач. Помимо закрепления правильного произношения, ребёнок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, более или менее выразительно. Отгадывая загадку, ребёнок старается внимательно слушать и мыслить. А если вы, наряду с отгадыванием, попросите его определить, есть ли в отгадке определённый звук, то тем самым ваш ребёнок поупражняется в распознавании и различении звуков. Или ещё. Одевается малыш на прогулку – попросите его сказать - в названии каких вещей есть звук, например, [ш]. А вот ещё ситуация. Принесли из магазина покупки – пусть ребёнок, помогая вам выкладывать их из сумки, чё тко произнесет названия продуктов: «картошка», «тушёнка» и т. д. Или другой пример: вы читаете ребёнку книгу, и встречается яркая иллюстрация. Как бы между делом попросите назвать предметы, изображённые на ней, в названии которых есть звук [ш], и вам не придется постоянно одёргивать ребёнка, поправляя его или заставляя бессмысленно раз за разом повторять.
Дорогие родители, если вы хотите помочь своим детям, но не знаете с чего начать, как построить работу дома, то, прежде всего, вам необходимо наладить тесный контакт с логопедом и воспитателем, определить «круг своих обязанностей» в таком не простом деле, как исправление речевых нарушений, запастись терпением и уверенно двигаться к успеху.