МААМ-картинки

«До, ре, ми». Дополнительная ООП художественной направленности для детей 3–5 лет

оксана савчук
«До, ре, ми». Дополнительная ООП художественной направленности для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«До, ре, ми»»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

для детей 3 – 5 лет

(2 года обучения)

Автор-составитель: Савчук

Оксана Александровна,

музыкальный руководитель

Содержание

1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 3

2. Цели и задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 6

3. Методы и приемы, используемые при реализации программы.. .. 7

4. Ожидаемые результаты.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 9

5. Условия реализации программы…. 10

5. Содержание программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .11

6. Учебно – тематический план.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .12

7. Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ….15

8. Приложение 1. Перспективно – тематический план.. .. .. .. .. .. .. .16

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «До, ре, ми» – программа дополнительного образования художественной направленности.

Направлена на:

• создание условий для музыкального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитие мотивации личности ребенка к познанию, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• создание условий музыкального развития ребенка, позволяющих в полной мере раскрыть весь музыкальный потенциал ребенка дошкольного возраста, научить его слушать, развивать устойчивый интерес к певческой деятельности, а также музыкального слуха и голоса;

• формирование у дошкольников навыков и умений, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

• Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Актуальность

В вокальной студии «До, ре, ми» обучаются дети, имеющие разные

стартовые возможности, но они все любят музыку и желают научиться петь.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В

процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального

исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,

познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «До, ре, ми», направленная на духовное развитие дошкольников.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «До, ре, ми» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Со временем пение станет для воспитанников эстетической ценностью, которая будет обогащать всю их дальнейшую жизнь.

Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, была составлена программа по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста.

Программа «До, ре, ми» сформирована в соответствии с ФГОС:

• содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Новизна и отличительные особенности программы

Программа решает одну из актуальных задач современного времени – нравственное, художественно – эстетическое и физическое развитие дошкольников.

Новизна программы дополнительного образования вокальной студии заключается в следующем:

• программа реализуется через интеграцию со специалистами учреждения и направлена на личностно – ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС. Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся в вокальной студии, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка;

• основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

• в синтезе теоретического, практического материала и песенного репертуара. На занятиях дети не только учатся красиво петь, правильно дышать, но и запоминают новые теоретические термины, такие как: лад, темп, тембр, динамика, регистр и т. д., знание которых в дальнейшем успешно применяется в практической работе;

• в самом подходе к развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе вокально-хорового пения через использование авторских инновационных методических разработок. (на основе работ известных педагогов В. В. Емельянова – «Фонопедический метод развития голоса», вокальные упражнения авторов Т. Тютюнниковой, Т. Орловой.);

• занятия имеют здоровьесберегающий смысл (в занятия включены упражнения на развитие дыхания по методике В. Емельянова, М. Картушиной, А. Стрельниковой);

• занятия содержат комплексы упражнений для выработки основных элементов вокальной техники, (упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения и песенки-распевки);

• в занятия включены игровые задания, направленные на повышение мотивации детей к занятиям, развитие их познавательной активности.

Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т. п.

Содержание программы расписано по разделам, поквартально для детей младшей группы и для детей средней группы, предлагается музыкальный репертуар.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

Организация образовательного процесса. Программа предусматривает групповую форму работы с детьми. Групповая работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение занятия. Освоение дошкольниками комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому занятию. В процессе обучения используется тематическая форма учебных занятий. Используется принцип чередования разных видов работы на занятии.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Объём программы – 144 часа, которые распределяются следующим образом:

1 год – 72 часа (2 часа в неделю).

2 год – 72 часа (2 часа в неделю).

Цели и задачи программы

Цели программы: развитие художественно-творческих способностей, формирование первоначальных вокальных навыков и исполнительских умений у детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

знакомить со средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, темпом, динамикой, регистром;

обучить детей выразительному исполнению песен;

обучить детей петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком;

обучить детей брать правильно дыхание, совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции;

обучить детей коллективному и сольному пению в сопровождении фортепиано и под фонограмму;

познакомить детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией.

Развивающие:

развивать индивидуальные и творческие способности детей;

эстетический и художественный вкус;

развивать музыкальный слух;

артистизм;

музыкальность.

Воспитательные:

воспитывать у детей уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

воспитывать общую и музыкальную культуру детей;

прививать навыки дисциплинированности, трудолюбия, коммуникативности.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

В своей работе использую общепринятые методы вокальной педагогики.

Концентрический метод:

метод обучения направлен на формирование вокальных навыков.

Фонетический метод:

метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а также на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.

Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным:

педагог дает вокальный показ, дети, подражая, воспроизводят услышанное.

Метод сравнительного анализа:

сравнивания различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного. Дети учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля.

Метод демонстрации, наглядный:

прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов.

Словесный метод:

объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т. д.

Метод разучивания:

по фразам, по куплетам, в целом виде.

Метод практический:

участие в конкурсах, фестивалях, выступления на концертах, репетиции, использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого материала.

Обучение пению провожу на основе общепедагогических принципов:

Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать куда идет мелодия (вверх или вниз, и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.

Принцип доступности.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.

Принцип постепенности.

Последовательность и систематичность заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного к незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность.

А также использую следующие приемы обучения пению:

Показ с пояснениями.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.

Игровые приемы.

Использование игрушек, картин, образных упражнений – делают музыкальные занятия более продуктивным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей.

Оценка качества.

Оценка детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность.

Индивидуальный подход к ребенку в обучении пению.

К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия.

Понятия элементарной музыкальной грамоты закрепляются работой с индивидуальными карточками. Здесь дети распределяют шумовые и музыкальные звуки на листе бумаги, графически изображают, сколько звуков прозвучало, крещендо и диминуэндо, распределяют звуки по высоте, рисуют ноты на нотном стане. Таким образом, дошкольники получают азы элементарной музыкальной грамоты.

Формы организации учебного занятия:

– беседа;

– учебное групповое занятие;

– игра;

– открытые занятия;

– отчётный концерт;

– участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях;

– посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально (в рамках группового занятия).

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Основной формой организации деятельности детей являются групповые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть:

– упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, массаж лицевых мышц).

2. Основная часть:

– певческая установка;

– распевание;

– работа над песней (работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками).

3. Музыкально-теоретическая подготовка:

– основы музыкальной грамоты;

– упражнения на развитие чувства ритма.

4. Заключительная часть.

– пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Ожидаемые результаты

3-5 лет

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

Диагностика уровня развития певческих умений

№ Показатели (знания, умения, навыки) Уровень освоения

высокий средний низкий

1. Широта диапазона

2. Чистота интонирования

3. Сила звука

4. Напевность

5. Дикция

6. Дыхание

3 балла (высокий) – ребёнок успешно справляется с заданием.

2 балла (средний) – ребёнок частично выполняет задание с помощью педагога.

(низкий)

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта. Контроль за уровнем усвоения теоретического материала осуществляется на занятии в форме индивидуального опроса.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение.

Кадры Музыкальный руководитель

Материально-технические Проигрыватель для CD, DVD дисков, фортепиано, микрофоны, стереоколонки

Наглядные средства обучения Изображения композиторов, аудиозаписи образцов музыки различных направлений, фоновые заготовки, караоке, индивидуальные карточки, дидактические пособия.

Помещение Музыкальный зал

Для успешного обеспечения программы используется методическая литература, ресурсные сети интернет.

Содержание программы

Программа состоит из двух разделов. Имеет двухуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.

1. Вокально-хоровая работа.

1.1. Дыхательные упражнения.

1.2 Массаж лица и шеи.

1.3 Артикуляционная гимнастика.

1.4 ФМРГ (фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова)

1.5 Работа с песней и распевание.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

2.1 Основы музыкальной грамоты

2.2 Развитие чувства ритма.

Литература

1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота»,, 2010 г. – 45 с.

2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. «Композитор», 2005 г. – 73 с.

3. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.

4. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г. - 93 с.

5. Вокальное воспитание детей. Е. Малинина: "Музыка», 1966 г. – 84 с.

6. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М. ; 1940 г. - 123 с.

7. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М. : «ГНОМ», 2000 г. – 64 с.

8. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.

9. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М. : «Просвещение», 1987 г. – 144 с.

10. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки». 2007.

11. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва; Приложение к журналу «Физкультура и спорт», 1999г., 2000г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экспериментированию для детей от 5 до 6 лет По познавательной экспериментальной деятельности «Любознайки» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Пояснительная записка. Старший дошкольный возраст.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«До, ре, ми». Дополнительная ООП художественной направленности для детей 3–5 лет
Опубликовано: 13 января 2025 в 10:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««До, ре, ми». Дополнительная ООП художественной направленности для детей 3–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем оксана савчук (УИ 650125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД