Лариса Белюнова
Дистанционное взаимодействие с родителями и детьми по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.
Публикация «Дистанционное взаимодействие с родителями и детьми по пластилинографии» размещена в разделах
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
В 2020 году пандемия Коронавирусной Инфекции — COVID-19 привела к временному закрытию большого количества школ и детских садов по всему миру. Многие образовательные учреждения перешли на дистанционное онлайн-обучение, и воспитатели детских садов старались проводить занятия дистанционно, так как детский сад посещало минимальное количество детей.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие воспитателя и ребенка между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Довольно внезапный вынужденный переход на новый формат обучения в начале 2020 гг. выявил ряд плюсов и минусов данного вида образования.
К преимуществам дистанционного образования можно отнести:
• Развитие в индивидуальном темпе – скорость выполнения работы устанавливается самим ребёнком в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
• Свобода и гибкость – ребёнок может выбрать любое интересующее его задание, а также вместе с родителями планировать время, место и продолжительность занятий;
• Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
• Мобильность - эффективная реализация обратной связи между воспитателем и ребёнком;
• Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
• творчество - комфортные условия для творческого самовыражения ребёнка, развитие самодисциплины.
Выявились и недостатки:
• Обязательное условие – наличие Интернета, возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
• Недостаточный уровень обеспеченности компьютерной и иной техникой семей с детьми дошкольного возраста;
• малое количество методических материалов;
• низкая компьютерная грамотность родителей и воспитателей;
• установка родителей «дистанционная форма обучения — это не обязательно»;
• высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
Впервые я использовала дистанционное обучение в связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России весной 2020 года. Не хотелось прерывать развитие творческих способностей детей. Ведь формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка, а пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова).
В своей практике, используя пластилинографию уже много лет, я заметила, что дети увлеченно работают, загораются новыми идеями, особенно им нравится, что все всегда получается. Работы выглядят ярко, живо, оригинально. Дети с удовольствием занимаются этой деятельностью и в свободное время. Родителей необходимо было убедить, что дома нужно применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию. Поэтому в форме презентации была предложена консультация: «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Где были раскрыты принципы данной нетрадиционной техники, заключающиеся в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Обоснована значимость: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Занятия пластилинографией способствуют не только развитию воображения и творческих способностей, но и развитию психических процессов; развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей; развитию самостоятельности, произвольности поведения. В презентации отмечено, что к достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся: простота исполнения работы, яркость фактурного материала, возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей. Техника пластилиновой живописи уникальна. И родители поддержали меня и обещали помочь в проведении дистанционных занятий. Были поставлены цели и задачи.
Цель: формирование индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
• Формировать интерес к художественно-творческой деятельности.
• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки.
• Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
• Формировать позицию художника – творца, поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Занятия были предложены в форме видео-презентаций, или пошаговой презентации. При планировании я опиралась на проходящие праздники, интересы детей, отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. В итоге, самыми увлекательными оказались темы, приуроченные к праздникам. На 8 марта мамам и бабушкам подарили красивые «Цветики-семицветики». Папам наши юные модельеры сделали гламурные галстуки, а дедушкам поздравительную открытку. Деятельность с детьми целиком проходила в форме игры. Игровые приемы обеспечивали динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяли потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Работы отправились на конкурс. Дети с нетерпением ждали результат, а получив его, старались еще больше. А ещё в процессе обучения детей пластилинографии не ставила очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом. Но не забывала о тренировке приёмов лепки. Так мы делали колосок, практикуясь в приёмах раскатывании длинных колбасок. По окончании работы обязательно следовала обратная связь: родители высылали фото детских работ. Рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечала их старание и творческое начало. Индивидуально работала с наиболее одарёнными детьми, давая им более сложные задания, что позволяло дать им дополнительные компетенции; расширяло возможности в изобразительной деятельности. Так мы попробовали себя в жостовской росписи. Не красками как мы привыкли, а пластилином.
Очень важно, что художественно – творческая деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Родители, проводя в интересной деятельности время с детьми, оценили это.
Наша дистанционная работа не закончилась после самоизоляции, она продолжается и по сей день, как дополнительная помощь родителям в развитии детей. А изготовленные работы дома, дети приносят в сад и делятся впечатлениями от результата, оценивают друг друга.
Делая выводы о проделанной работе, нужно отметить, что дошкольники получили неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Погрузились в удивительный мир творчества. Работа с пластилином не имеет ограничений. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию.
Таким образом, инновационные формы организации образовательного процесса не только помогают родителям принимать активное участие в развитии своих детей, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных детей.