Алевтина Васильева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе на тему:«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
Программное содержание:
Образовательные задачи
• Расширять представления детей о диких животных, их детёнышах, где живут, как добывают пищу, и готовятся к зимней спячке. Углубить знания детей о жизни белок в лесу.
• Обогащать знания детей об особенностях зимней природы.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать внимание. сообразительность.
Развивающие задачи
• Обучать детей умению находить противоречия в окружающей действительности.
• Развивать связную, монологическую форму речи.
Воспитательные задачи
• Воспитывать интерес к жизни диких животных.
• Развивать интерес к здоровому образу жизни
Словарная работа: подбор определений к слову зима, ввести в пассивный словарь детей: кисточки, гайно (круглый домик у белки)
Предварительная работа: чтение т. А Шорыгиной «Какие звери в лесу;. загадок о животных; проведение дидактических игр «Цепочка слов», «Хорошо – плохо», «Найди пару» и др.
Материал демонстрационный: пособие к игре «Цепочка слов», корзинка с еловыми шишками, магнитофон, ёлочки, конверт с письмом от Зимы, фрагмент фильма о жизни белок в лесу, ноутбук.
Материал раздаточный: еловая шишка, разрезные картинки детёнышей животных, карточки с животными.
Содержание деятельности :
В. : Ребята, какое сейчас время года?
Д. : Зима.
В. : Зима какая, как мы можем про неё сказать?
• Игра на РТВ «Цепочка слов»
(воспитатель выставляет изображение паровозика, а затем с ответами детей ставит к нему вагончики - это слова - определения к слову «зима»)
Д. : Красивая, холодная, белая, снежная, морозная, долгожданная, радостная, праздничная, любимая и др.
В. : Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принёс письмо. А кто может прислать письмо? (Ответы детей) Это письмо прислала нам Зима. Хотите узнать, что там написано?
(воспитатель зачитывает письмо, в котором Зима пишет, что у диких зверей случилась беда - потерялись их детёныши и дикие звери просят помощи у детей)
В. : Поможем диким зверям? Для этого нам надо отправиться в лес. Вы согласны?
Д. : Да!
В. : Давайте оденемся теплее (имитация одевания, и пойдём по лесной тропинке. Пошли прямо, переступаем через пеньки, подлезаем под ветвями деревьев, наклоните голову, чтобы не зацепиться за ветки. Вот мы добрались на лесную поляну. Смотрите, здесь стоит корзина. А в ней записка. «Дорогие ребята, если вы быстро выполните задание, то детёныши животных найдутся.»
Нам нужно собрать разрезные картинки, а кто из детёнышей потерялся, мы узнаем, когда соберём картинки.
• Игра «Собери картинку»
(Самостоятельная работа детей. Дети собирают разрезные картинки из 8 частей за столами; говорят, детеныша какого животного они собрали).
В. : Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Дикие животные вас благодарят. Ребята, а вы хотите сами превратиться в животных?
Д. : Да.
В. : Выберите любую карточку с животными и превратитесь в него (волшебная палочка)
Д. : «Раз, два, три – повернись и в животное превратись».(в движении под музыку) 2-3 рассказа детей ( например: «Белка живет в дупле дерева. У нее длинный, пушистый хвост, а уши кисточкой. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы. Белка не кричит, а цокает. Детеныш у нее – бельчонок». «Волк - хищное животное, живет в логове, которое устраивает. Внешне он похож на собаку. Шерсть у него серая. Он быстро бегает. Волки живут стаями. Детеныш волчицы – волчонок». «Лиса – хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки. Живет в норе. На лапах – когти. У нее длинный, пушистый хвост – краса и гордость лисы. У нее очень хорошее чутье: по следам она находит мелких зверей - мышку, еже, зайца»).
В. : Раз, два, три – повернись и в детей превратись. Ребята посмотрите, в корзине есть еще и шишки, кто же их мог оставить?
Ответы детей.
В. : Правильно, их собрала белка. Она очень любит семена еловых шишек. Любит белка еще грибы, ягоды, орехи, желуди, а если в лесу корма мало, то белки обгрызают кору веток. Может белочка поймать и мышь, разорить птичье гнездо. Но это случается очень редко. Самая большая гордость – хвост белки. Когда белка сидит, хвост согревает ее спину. Он помогает ей в прыжках. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, управляя хвостом как рулем. Зубы - большие, острые, легко разгрызают твердые орехи. На лапках цепкие коготки помогают легко хвататься за ветки. Белка живет в дупле. Свое гнездо она строит высоко на дереве. У белки в лесу много врагов. На деревьях хищные птицы – совы, филины; на земле - лиса, куница. Белки доверчиво относятся к людям, иногда в парках можно заметить почти ручных зверьков, они близко подходят к человеку, берут из рук угощенья. Ребята, а вы хотите посмотреть, как белка живет в лесу и готовиться к зиме? В этом нам поможет волшебный экран (просмотр отрывка).
В. : Ребята, а вы знаете, что можно сделать с шишками?
Ответы детей.
В. : Я научу вас как можно с шишками сделать массаж. Он очень полезный для здоровья.
• Массаж с шишками
В. : Повторяйте за мной.
шишку положите между ладонями и начинаем её катать;
удерживаем шишку между пальцами, сначала в одной руке,
потом также во второй руке;
кладём шишку на тыльную верхнюю сторону руки и начинаем её катать;
кладём шишку на бедро и начинаем её катать;
сильно сжимаем шишку и крутим ее между ладонями.
Какими горячими стали наши ладошки. Подуем на них холодным ветерком. Ребята белочка дарит нам свои шишки, чтобы мы могли и дальше делать массаж и заваляться.
• Игра «Хорошо - плохо» (нахождение противоречий)
В. : Ребята, вам понравилось в лесу? В лесу гулять- хорошо. Почему?
Д. : Можно слушать птиц,
в лесу свежий чистый воздух,
можно отдыхать,
можно понаблюдать за животными : белкой и ежом и т. д.
В. : В лесу гулять- плохо. Почему?
Д. : Можно зацепиться за ветку
можно заблудиться, замёрзнуть.
может напасть животное,
можем провалиться в сугроб и т. д.
В. : Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? Жители леса любят, когда к ним приходят в гости, ведь лес - их дом. Поэтому мы должны быть внимательны в лесу. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова по тропинке выйдем из леса (имитация движения). Вот ребята мы незаметно дошли до детского сада.
Анализ занятия.
В. : Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
-Что вам больше всего понравилось?