Ирина Жукова
Развивающая дидактическая доска-бизиборд для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Собери урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, М. Монтессори, Н. Н. Поддьяковым идр.
Публикация «Развивающая дидактическая доска-бизиборд для детей младшего и среднего дошкольного возраста „Собери урожай“» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребенка. Мелкая моторика - это хорошая работа пальцев рук, а от того как развиты пальчики наших детей, зависит их дальнейшее развитие речи. Так как в наше время значительно выросло количество детей с речевыми нарушениями, в связи с этим, специалисты уделяют больше времени играм с детьми на развитие мелкой моторики. (Использование различных кубиков, конструкторов, шнуровок, мозаики и т. д.) Одним из таких пособий, является бизиборд.
Бизиборд (busybord) в переводе означает – развивающая доска, стенд, на которой размещены разнообразные обучающие элементы и детали различных размеров, форм и наполнений.
В современных бизибордах количество деталей существенно увеличилось, появилось множество вариаций – теперь на них располагают шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, счеты, молнии и многое другое. Все это активно способствует развитию детской моторики и выполняет когнитивную функцию.
Бизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рук – это деревянная (картонная) доска, к которой прикрепляют массу всевозможных предметов, преимущественно с примитивной механикой для тренировки мелкой моторики и наглядно образного мышления. Стандартного набора деталей для бизиборда не существует и существовать не может.
Цель игры с бизибордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
В процессе работы с детьми определены следующие задачи:
• Формировать общие сенсорные способности;
• Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Закреплять навыки действий с различными предметами;
• Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
С помощью развивающей доски происходит развитие…
• Мелкой и крупной моторики;
• Внимательности и самостоятельности;
• Мышления;
• Сенсорики;
• Творческого потенциала;
• Логики, памяти;
• Развития речи;
• Навыков (застегнуть пуговку, кнопку, прилепить на липучку т. д.)
- когнитивные функции:
1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.
2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки, предметы с фруктами и овощами.
Формы работы с бизибордом: образовательная деятельность; совместная деятельность, индивидуальная деятельность; дидактическая игра.
Ожидаемые результаты: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; любознательный и активный; имеющий первичное представление о мире и природе; овладевший необходимыми умениями и навыками.
Описание доски.
Развивающий игровой бизиборд «Собери урожай»- это полностью ручная работа.
Материал: плотный гофрокартон, обклеенный тканью в виде огорода; телега, колеса у телеги, листья, мешок – ткань, фетр, мешковина; овощи и фрукты – связаны из ниток, сшитые из материала.
Овощи и фрукты крепятся на доску с помощью липучки, которая пришивается к доске и овощам (фруктам). Листья и солнышко крепятся с помощью кнопок, телега на пуговицах.
Общие габариты: 50*100
Как и любая другая игрушка, развивающая доска имеет свои правила эксплуатации и безопасности: для исключения возможных травм детей, доску следует жестко прикрепить к такой поверхности, откуда дети не смогут ее уронить – например: стена.
Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» детей младшего возраста «Собери урожай».
Цель: Учить описывать предмет, упражнять в составлении в небольших рассказах о фруктах (овощах).
Развитие сенсорного восприятия. Овладение знаниями и умениями, которые требуют постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, количеству).
Задачи:
-расширение словарного запаса, грамотное включение в речь терминов «фрукты», «урожай», «овощи»;
- учить различать и называть цвета;
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- развитие зрительного и слухового восприятия информации;
-воспитание заботливого отношения к объектам природы.
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Игровая ситуация «Собираем урожай».
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и собрать овощи (фрукты) в телегу. Подумать и назвать, какое время года наступило. Также предложить назвать форму и количество.
Ребенок может потрогать овощи (фрукты) рукой, обнаружить, что они снимаются, снять и «прилепить» обратно.
2. Далее можно усложнить игру: один ребенок выбирает карточку, никому не показывая изображение с овощем (фруктом) и описывает его словами. Остальные участники должны догадаться, о каком овоще (фрукте) идет речь и «положить» в телегу.
3. Или педагог загадывает загадку. А воспитанники должны отгадать и «положить» в телегу.
Игровая ситуация «Определи на ощупь».
Цель: Определить на ощупь находящийся предмет в мешочке. Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: педагог показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его. Затем нужно «положить» его в телегу.
Игровая ситуация «Назови как можно больше признаков»
согласование существительных с прилагательными
Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
Игровая ситуация «Собери фрукты (овощи) по цвету»
Цель: Закрепление цветов (красный, желтый, зеленый, развитие мелкой моторики.
Ребенок собирает фрукты: красного, желтого, зеленого цветов в телегу соответствующего цвета.
Игровая ситуация с бельевыми прищепками «Солнышко светит»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Игровая ситуация «Составь натюрморт»
Цель: Расширение интереса к созданию композиций на тему «Натюрморт».
Задачи:
• Развивать чувство формы, ритма, цветовых сочетаний;
• Самостоятельно намечать композицию, выбирать предметы;
• Зарисовывать композицию.
Ход игры:
Детям необходимо разложить овощи и фрукты в соответствии с их назначением. Далее они должны учесть соответствие цветовой гармонии, составить композицию и придумать ей название (по желанию).
Предложить на выбор зарисовать, слепить или сделать аппликацию по собранному образцу.
Игровая ситуация «Вершки и корешки»
Какие овощи растут на поверхности? Попросить ребенка назвать их, достать и «положить» в телегу.
• Что такое корнеплоды? Почему они так называются? Какие корнеплоды спрятались под землей?
• Что такое ботва? Как выглядит ботва разных овощей?
• Для того, чтобы это узнать, предложить малышу потянуть вверх ботву.
• Как называется овощ, расположенный ниже ботвы? Достать овощ, обсудить, какого он цвета, какой формы, что из него можно приготовить, какие его части являются съедобными, а какие несъедобными?
Игровая ситуация «Один — много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Ход: Сколько капусты, сколько тыкв? (один - много). Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».
Игровая ситуация «Посчитай»
Цель: научить ребенка считать в пределах пяти.
Ход: в телеге разное количество овощей нескольких видов, ребенку предлагается сосчитать их и зарисовать на листе, такое же количество овощей.
Игровая ситуация «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: муляжи овощей (фруктов) большого и маленького размера, бизиборд, муляжи.
Ход: Педагог показывает ребенку овощи (фрукты) какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковка, огурец — огурчик, помидор — помидорчик.
Список используемых источников:
1. Балашова Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников/Т. В. Балашова - Ярославль: 2010.-56 с.
2. Козина Л. Ю. Игры по математики для дошкольников/ Л. Ю. Козина. М. : ТЦ Сфера, 2008.-105 с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, 2006г.
4. Шорыгина Т. А. «Овощи, какие они?» Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Т. А. Шорыгина - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
5. Интернет ресурсы: https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/urojai/